Posted 14 июня 2018,, 12:33

Published 14 июня 2018,, 12:33

Modified 31 января, 19:50

Updated 31 января, 19:50

Фейк-ньюс на службе криминалитета

14 июня 2018, 12:33

Уже много лет против российского инвестора ряда евразийских проектов ГК «Титан» и ее владельца Михаила Сутягинского ведется активная информационная война. В последнее время она активизировалась. Кампания в ряде СМИ Казахстана и России особенно обостряется в периоды, когда «Титан» достигает очередных успехов. Как только председатель совета директоров Михаил Сутягинский заявляет о новом проекте или выступает на Петербургском международном экономическом форуме, на него выливается поток обвинений в странных поступках, вплоть до покушений на президентов государств, хищений денег у банков и заказных убийств. Сегодня модно использовать СМИ для устранения конкурентов или дискредитации неудобного человека — бумага все стерпит. Но стерпят ли читатели, от простых граждан до глав государств, на которых из года в год обрушивается волна фейковой информации и липовых новостей? Очень хорошо про эту проблему сказал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на недавнем Медиафоруме в Алматы: «Только корректная и достоверная информация и проверка фейковых новостей могут обеспечить привлечение аудитории, укрепление авторитета СМИ как источника объективной информации».

Мы решили на конкретном примере проанализировать проблему и разобраться, наконец, в чем обвиняют братьев Сутягинских «независимые» медиа и кто является фабрикантом контента для этих информационных вбросов. Нехитрый анализ показал, что из года в год на страницах электронных газет появляется обойма из трех преступлений, которые приписывают Михаилу Сутягинскому и его братьям. Никаких достоверных фактов не предоставляется, просто перечисляются «убийства», которые он, якобы «заказал». При более внимательном рассмотрении выяснилось, что у Сутягинских не было ни мотивов, ни возможности совершить эти преступления. Хотя бы потому, что двух убийств не было в действительности, а третье событие произошло в Казахстане и связано с деятельностью одной из местных криминальных группировок, о чем заявили сами правоохранители.

После кропотливого поиска мы располагаем целым набором документов: свидетельством о смерти, показаниями свидетелей, судебными актами, которые хорошо показывают истинную картину всех трех эпизодов — ясно, что Сутягинские к ним отношения не имели. Упомянутый в публикациях Михаил Сутягинский ни разу не был под следствием, что подтверждается соответствующей справкой установленного образца.

Эпизод № 1. Бурляев

Хронологически первой «жертвой» стал Владимир Бурляев, которого согласно анонимным обвинениям, Сутягинский устранил как «ненужного партнера по бизнесу». Цитата из фейковой публикации: «И первым в их череде стал Владимир Бурляев, соучредитель „Титана“. Буквально через несколько лет после создания компании он стал медленно и мучительно угасать, а врачи только разводили руками. По слухам, Бурляева отравили. А его вдова после похорон официально обвинила в смерти мужа именно его партнера по бизнесу».

Пусть упоминание супруги Владимира Бурляева останется на совести авторов публикации. Что касается официальной юридической информации, то известно, что Бурляев умер в 1993 году не в Омске, а в клинике под Новосибирском от рака желудка. Вряд ли интоксикацию организма от отравления можно перепутать с разрушительным воздействием метастазов. Свидетельство о смерти Бурляева любезно предоставлено его родственниками.

Эпизод № 2. Понкратьев

Следующей «жертвой» Михаила Сутягинского, если верить некоторым статьям, стал Павел Понкратьев, гендиректор АО «Омский каучук». В 1995 году Сутягинский вместе с гендиректором АО «Омский каучук» Понкратьевым вкладываются в производство МТБЭ (метилтретбутилового эфира). «После выпуска первой тонны МТБЭ бизнесмен, похоже, понял, насколько выгодное это дело. Потому что автомобиль Панкратьева по дороге в аэропорт расстреляли, он чудом остался жив и почему-то поспешил избавиться от доли в совместном предприятии. А уже в 1998 году „Титан“ заполучает себе… „Омский каучук“!» Вот так совпадение, не правда ли?«

И снова однозначно „кровавый эпизод“. Что видим? Сутягинский выдавливает партнера и гендиректора „Омского каучука“ из бизнеса, организовывает покушение и в 1998 году завладевает предприятием. Что показывает проверка фактов? Для начала выясняется, что „покушение“ произошло в 1999 году. То есть либо Сутягинский, либо Понкратьев перенеслись „назад в будущее“, чтобы в 1999 году „порешать“ проблемы 1998-го. Газета „Коммерсант“ 21 августа 1999 года сообщает: „В Подмосковье неизвестные преступники расстреляли автомобиль директора телекомпании ‚Экология‘ Владимира Светлова. Он госпитализирован с ранением в живот. Находившиеся в машине жена Светлова и гендиректор АО ‚Омский каучук‘ Павел Понкратьев не пострадали…“. То есть жертвой и мишенью покушения был вовсе не Понкратьев. „Московский комсомолец“ уточняет, что Понкратьев на тот момент не гендиректор, а арбитражный управляющий (вроде бы „прибранного“ еще в 1998-м Сутягинским) „Омского каучука“: „Гендиректор московской телекомпании ‚Экология‘ г-н Светлов и арбитражный управляющий завода ‚Омский каучук‘ г-н Понкратьев едва не погибли от пуль киллеров в четверг в Домодедовском районе Подмосковья. Как сообщили ‚МК‘ в УВД Домодедовского района, Светлов вместе с супругой отвозил в аэропорт ‚Домодедово‘ гостившего у него Понкратьева. Около 21.30 путь ‚БМВ‘ телевизионщика преградил внедорожник с затемненными окнами. Второй джип в ту же секунду оказался позади легковушки. Едва Светлов успел нажать на педаль тормоза, как раздалась автоматная очередь. Директор телекомпании получил ранение в поясницу. Пуля, задев печень, прошла через брюшную полость и застряла в грудине. Ни супруга, ни гость Светлова не пострадали. Медикам пришлось лишь дать женщине понюхать нашатыря, а управляющему заводом — хлебнуть спирта“. Возможно, именно воздействие неразбавленного спирта впоследствии заставило Понкратьева сделать заявление, что за покушением стоит Михаил Сутягинский. Нехитрый поиск в открытых источниках приводит к решению суда на этот счет. Из решения следует, что измышления Понкратьева, опубликованные в прессе, были ложными. Авторы публикаций могли и сами легко в этом убедиться, если бы они, конечно, были заинтересованы в правде.

Решение Центрального районного суда г. Омска от 31 июля 2000 года по делу № 2-231-00 и определение по кассационной жалобе Понкратьева П.А. от 18 октября 2000 года имеется в редакции.

Эпизод № 3. Королев

Третьей „жертвой“ Михаила Сутягинского и его братьев, согласно статьям, заказанным недоброжелателями, стал гражданин ЮАР некто Юрий Королев.

В Интернете мы без труда нашли сообщения о нападении на него. В частности, казахстанские правоохранители изложили свою версию событий: „Сотрудники полиции подозревают в организации данного убийства представителей одной из алматинских группировок. Предполагается, что Королев отказался им платить ‚за крышу‘.

Этот эпизод в ‚преступной деятельности‘ Сутягинских оказался самым безумным и любопытным. О нем стоит рассказать подробнее. Во-первых, Юрий Королев (в отличие от двух других ‚жертв‘ Сутягинского), действительно получил многочисленные ранения от неустановленных лиц, но еще живым был доставлен в больницу. Там он и скончался через несколько дней. Во-вторых, нападение на него стало результатом столкновения интересов стольких людей в Казахстане, что российским бизнесменам братьям Сутягинским там просто не осталось места. Тем более что они не имели никаких дел с Королевым, и доказательств обратного просто не существует. Если их, конечно, не сфабриковать с помощью коррумпированных правоохранителей и подставных свидетелей. Однако, по словам, многократно повторенным авторами фейковых публикаций, с Королевым случилось следующее. Цитата: “… Ходили слухи, что незадолго до этого он якобы предъявил Александру Сутягинскому ультиматум, потребовав свою долю, которую оценил в 500 тыс. долларов. Надо полагать, что ликвидация оппонента обошлась гораздо дешевле…»

Что же произошло в действительности? 24 марта 2002 года неизвестный расстрелял президента фирмы «Промтехсервис» гражданина ЮАР Королева около 2 часов ночи в городе Алматы, Республика Казахстан. Киллер выпустил в Королева шесть пуль. Пять из них достигли цели. Несмотря на тяжесть ранений, потерпевший прожил еще несколько дней и скончался на больничной койке. Убийца использовал газовый пистолет ИЖ-79 «Макаров» с глушителем, который был переделан для стрельбы боевыми патронами.

Казалось бы, причем здесь Сутягинские? Следите за руками…

Что известно о Королеве?

В начале 1990-х гг. Королев жил и довольно успешно занимался бизнесом в казахстанском городе Саптаев. Там он тесно сошелся с чеченским авторитетом Шамилем Махмахановым, главой ОПГ «Махновцы». Шамиль и его «бойцы» в тот момент активно «окучивали» Джезказганский комбинат и бизнес города Саптаева. Королев, в свою очередь, был страстным болельщиком футбольной команды «Джезказганец», которая выступала во второй футбольной лиге страны, и дружил с капитаном команды Ибраевым.

Команда полностью зависела от финансирования медного гиганта, которое было эпизодическим. Ибраев обратился к Королеву с просьбой помочь в приобретении футбольной экипировки для команды на сумму 50 тыс. долларов США под финансовую гарантию комбината. Конечно, не без коммерческой выгоды для Королева. Сумма для тех времен была очень внушительной. И Джезказганский комбинат как «хозяин» команды подтвердил последующий возврат средств.

Эта информация стала известна «махновцам», и Шамиль Махмаханов сделал Королеву предложение, от которого тот не смог отказаться. Он дал ему нужную сумму — 50 тысяч наличными под 30% на два-три месяца. Но комбинат обещания не выполнил. «Счетчик» включился. Выждав значительное время, чтобы набежали «жирные» проценты, Махмаханов стал требовать погашения долга с Королева. Но тот к тому времени уже перебрался в Шымкент, где неплохо раскрутился. Там его охраняла уже другая, но тоже серьезная чеченская «крыша». С этой новой «крышей» Махмаханову и его бойцам договориться не удалось. Шымкентские чеченцы рассудили, что должен-то комбинат, давший гарантию, а не Королев. Соответственно все случившееся — обычный форс-мажор, и Королев никому ничего не должен. Однако Махмаханов с этим не согласился. Позже «махновцам» все же удалось отловить Королева в Алматы, но его вновь «отбила» шымкентская чеченская «крыша». Махмаханов в узком кругу объявил Королева «кровником». Это означало, что мотив мести теперь превалировал над мотивом возврата долга. Осознав это, Королев вынужденно покинул Казахстан и обосновался в ЮАР.

В Казахстане он появился только через значительное время в качестве руководителя компании «Промтехсервис», которая стала покупать серную кислоту у «Казахмыса». Каким-то образом «Промтехсервис» задолжал внушительную сумму за поставленную продукцию, о чем стало известно самому Владимиру Киму, владельцу «Казахмыса». Тот обратился к Махмаханову с просьбой «разобраться» с должником. Узнав, что гражданин ЮАР Юрий Королев является тем же Королевым из города Саптаева, Махмаханов решил жестко «разрулить» ситуацию. Теперь у него появился двойной мотив, о котором он, естественно, не сообщил Киму, но не утаил от своих «братьев». Шамиль не скрывал, что удобный момент для мести настал. В марте 2002 г. Королев был расстрелян. Шесть выстрелов — это почерк мести.

Идея представить Сутягинских заказчиками этого преступления возникла позже, спустя более десяти лет, о чем в 2015 году официально заявили юристы Пестерев и Ким, ранее осужденные в Казахстане за рейдерский захват предприятий и личного имущества Сутягинских.

Наряду с юристами весь расклад событий вокруг расстрела Королева неоднократно рассказывал подельникам некий Михаил Гаркушкин. Тот самый Гаркушкин, совладелец ТОО «Баско», осужденный впоследствии судом Казахстана за попытку рейдерского захвата бизнеса Сутягинских.

Так спустя много лет Королев наряду с Бурляевым и Панкратьевым превратился в одну из фейковых «жертв» Сутягинских. Технология создания фальшивки стала понятна, когда в наши руки случайно попало «техническое задание» на изготовление публикации с приложенным к нему сообщением от 2 марта 2014 года. К нему, в свою очередь, был прикреплен документ, озаглавленный ни много ни мало «Преступления, совершенные братьями Сутягинскими» (копия имеется в распоряжении редакции).

Из выходных данных электронного письма видно, что оно отправлено одним из участников ОПГ «Махновцы» Владимиром Белоконем, который в настоящее время находится в международном розыске за «совершение в 2011 году мошеннических действий в отношении АО ГК „Титан“» с совокупным ущербом более 1,6 млрд рублей.

Для большей убедительности фальшивки и доказательства связи Сутягинских и погибшего Королева последнего задним числом «оформили» в ТОО «Баско». По всем официальным документам у фирмы за все время было только два учредителя — Александр Сутягинский и Михаил Гаркушкин. Но в прессу был вброшен тезис, что якобы «Баско» — это аббревиатура. Белоконь-Александр Сутягинский-Королев. Утверждение, судя по всему, безосновательное.

«Махновцы» в своих публикациях даже не особо старались придумывать мотив для убийства, который можно было бы объективно проверить. Королев якобы просто «мешал» Сутягинским, просто «оказался не нужен». Прямо как в нашумевшей истории с отравлением Скрипалей. Кровавая «утка» про невинно убиенного Сутягинскими Королева до сих пор гуляет по Интернету. Ее, не стесняясь, поднимают на щит и сейчас. Но, кроме заказных публикаций в прессе, есть и другая, реальная версия тех событий, рассказанная осужденными юристами Пестеревым и Ким, о которой мы упомянули выше. Так, в своем заявлении (копия имеется в распоряжении редакции) на имя генпрокурора Казахстана и прокурора Северо-Казахстанской области от 25 ноября 2015 года осужденный юрист Пестерев А.М. сообщает: «Весной 2015 года я от Андриевского О. узнал, что Гаркушкин М., Белоконь В. с помощью Махмаханова Ш. готовят новую провокацию против братьев Сутягинских — Александра и Михаила. Провокация заключается в том, чтобы обвинить их в организации заказного убийства их партнера Королева. Махмаханов Ш. нашел исполнителя убийства этого Королева, нашел посредника, которому братья Сутягинские, якобы, заказали этого Королева, а также сказал, что убийство этого человека было громким делом в Алматы несколько лет тому назад, но осталось нераскрытым, следствие по этому делу велось ЮРУБОП».

В своем заявлении на имя генпрокурора РК от 27.11.2015 года осужденная юрист Алла Ким, подтверждая показания Пестерева, сообщает: «Организовав преступную группу в 2012 году, совершив ряд преступлений по захвату имущества Сутягинских, Гаркушкин М.И. и Белоконь В.И. не прекратили свою деятельность до настоящего времени, они продолжают совершать преступления и готовить новые. Цель… захват всего имущества, принадлежащего Сутягинским». Далее Ким рассказывает, что Гаркушкин и Белоконь нашли двух подставных лиц, которых уговорили сыграть роль посредника и исполнителя, которые якобы действовали от имени Сутягинских при нападении на Юрия Королева. Она пишет, что «оба подставных лица постоянно путаются, не запоминают, какие должны давать показания, из-за этого Белоконь В. и Гаркушкин М.И. боятся, что эти лица их могут подвести и дело развалится».

Как говорится, комментарии излишни. Обвинение Сутягинских в нападении на Юрия Королева, тиражируемое отдельными СМИ, является провокацией группы конкретных людей, заинтересованных в распространении сведений, позорящих бизнесменов и их близких для вымогательства у них имущества и денег. К тому же это явная попытка уйти от ответственности за свои преступления, переложив вину на Сутягинских. Показания Пестерева и Ким окончательно ставят точки над «i». Правоохранителям есть над чем поработать. Было бы желание докопаться до истины.

Заговор осужденных

В карьере каждого успешного бизнесмена встречаются трудности, проблемы, враги и наветы. Случаются тяжелые обстоятельства, попадаются нечестные партнеры. Истории, которые мы расследовали, куда жестче. Бизнес владельца ГК «Титан» Михаила Сутягинского в течение нескольких лет является объектом атаки международных преступников — ОПГ «Махновцы», чья деятельность неоднократно попадала в поле зрения правоохранительных органов, но так и не была пресечена. Видимо, в специфических услугах этой группировки до сих пор заинтересованы влиятельные лица Казахстана, к числу которых относится, возможно, и Владимир Ким. Именно его, одного из богатейших людей Казахстана, долгие годы считают негласным покровителем «махновцев». Именно казахстанская Общественно-политическая газета «Время», которой владеет Ким, была застрельщиком большинства информационных атак на Сутягинских.

Подводя итоги, можно сказать, что обвинение бизнесменов в мифических преступлениях стало печальным трендом последних лет. Информационные атаки становятся популярным инструментом преступников для вымогательства денег, имущества и передела рынков в интересах заказчиков. Именно поэтому понадобилась полномасштабная дискредитация Сутягинских. Но помимо желания завладеть их активами, участники ОПГ выполняли и попутную задачу: замести следы собственных преступлений — рейдерства, хищения денег и убийств, чтобы избежать ответственности. Более подробно об этом мы расскажем в следующем расследовании.

Для справки. Михаил Сутягинский — основатель и председатель совета директоров группы компаний «Титан» — крупнейшей нефтехимической компании Сибири. По данным Forbes, ГК «Титан» входит в список «200 крупнейших частных компаний России». Холдинг производит почти 30% синтетического каучука в России, около 20% отечественного полипропилена и 25% MTБЭ — добавки, повышающей октановое число бензина.

Сутягинский родился в 1962 г. в поселке Джалтыр Целиноградской области Казахстана. Высшее образование: Омский институт инженеров железнодорожного транспорта и Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики.