Posted 27 июня 2018,, 08:50

Published 27 июня 2018,, 08:50

Modified 31 января, 19:58

Updated 31 января, 19:58

«Распродажа» Белоруссии: попытка №…

27 июня 2018, 08:50
После десятилетий запрета на прямую приватизацию президент республики Александр Лукашенко разрешил ее в «неявной» форме.

Конечно, официальная версия появления указа № 200 совершенно иная. «Указ создает условия для снижения объемов проблемной задолженности организаций реального сектора экономики по платежам в бюджет и кредитным договорам, уменьшения дефицита оборотных средств, принятия банками наиболее эффективных решений о реструктуризации долгов и финансировании инвестиционных проектов хозяйственных обществ, участниками которых они становятся», — говорится в сообщении президентской пресс-службы. Однако в белорусском бизнес-сообществе указ № 200 был воспринят однозначно: как механизм, позволяющий проводить приватизацию, на словах продолжая отрицать «распродажу народной собственности олигархам».

В 2017 году ситуация не поменялась, и к 1 апреля 2018-го доля проблемных активов белорусских предприятий выросла до 13,1%. «Тогда правительство обещало, что если мы поможем нашим предприятиям, то это будет в последний раз. Нужен был, с точки зрения правительства, некий толчок, и они начнут эффективно работать, вернут долги. Сейчас пришло время долги возвращать, погашать займы. Но опять волна предложений о еще одной реструктуризации. Мотивация та же: заклинания, стенания, плач», — высказался Лукашенко.

Конвертация проблемных кредитов в акции — не единственный способ приватизации. В начале апреля был традиционно опубликован официальный перечень госпредприятий, акции которых государство готово продать в 2018 году. Подобный список Госкомимущество публикует в начале каждого года, но, как правило, дальше его составления дело не идет. Во-первых, в качестве инвесторов белорусские чиновники видят исключительно крупные транснациональные корпорации. Во-вторых, условия продажи крупных госактивов выставляются такие, что инвесторам они становятся просто неинтересны.

«С одной стороны, государство не готово расставаться с промышленными активами. Лукашенко не понимает, как можно отдать кому-то свою собственность, а выражение „эти жулики“ в его публичных выступлениях — практически официальный синоним слова „бизнесмены“, — поясняет Андрей Аксёнов. — С другой стороны, мотив „очень деньги нужны“ никуда не делся. Да и ежегодная публикация приватизационных списков — это сигнал международным финансовым организациям о том, что правительство Беларуси как бы готово проводить рыночные реформы».

Список предприятий, акции которых государство готово продать в 2018 году, включает 33 ОАО. В него вошли госпакеты акций предприятий Минпрома, Минтранса, Минэнерго, Минсельхозпрода, а также концернов «Беллегпром», «Беллесбумпром» и «Белгоспищепром». При этом наиболее крупные активы на продажу выставило Министерство промышленности. Здесь даже есть «фамильное серебро» — одно из предприятий, составляющих основу белорусской промышленности. Речь про «Гомсельмаш» — одного из крупнейших в Европе производителей сельхозтехники. Потенциальному инвестору предлагают 50% минус одну акцию в обмен на финансирование инвестиционного проекта объемом $500 млн. В роли такого инвестора государство готово видеть только «компанию, занимающую ведущее место в мировом рейтинге производителей сельскохозяйственной техники».

Михаил Петровский