Posted 28 июня 2018,, 06:15

Published 28 июня 2018,, 06:15

Modified 30 марта, 19:27

Updated 30 марта, 19:27

Мирзиеев всех научит, как «правильно» жениться

28 июня 2018, 06:15
В Узбекистане идет борьба с помпезными свадьбами. Нужно дать обязательство, что торжество будет скромным, а также получить разрешение на брак от местных властей.

Каким бы ни был бедным житель Центральной Азии, а жениться должен с помпой и «богато» — иначе молодоженов и их родню не поймут знакомые, соседи, сослуживцы, прочие «участники и наблюдатели» столь торжественного случая. Да еще и станут презирать. Что с того, что неимущим семьям приходится прозакладывать все, чем владеют, влезать в неподъемные кредиты, дабы «не ударить лицом в грязь перед людьми»! Свадьба человек на 500 человек, а то и больше, здесь привычное явление, имеющее, как правило, разорительные последствия. И не только свадьба, но и разного рода торжества, а также поминки. Но все же свадьба — статья особая. И вот почему.

К примеру, в Узбекистане, помимо огромного количества гостей, необходимо пригласить ансамбль «песни и пляски»; на худой конец — пару-тройку актеров и певцов. А также: нанять тамаду и фотографа, арендовать «достойный» свадебный кортеж (автомобили, понятно, должны быть «крутыми») и так далее. Не говоря уже об огромном количестве выпитого и съеденного, цветах, по которым разве что не ходят.

То же и в Киргизии. Но тут свадьба — не свадьба, если не режут лошадь: гости здесь привыкли угощаться свежей кониной, в крайнем случае — барашком. У ЗАГСов тоже пасутся готовые к услугам Мерседесы, Лексусы, Роллс-Ройсы и Хаммеры. Ну и калым за невесту. А еще богатое приданое — сторона невесты со дня появления девочки на свет уже копит все, необходимое для новой семьи, включая ковры, мебель, домашнюю утварь и прочее, без чего прожить, конечно, невозможно. А сторона жениха, если она не совсем нищая, должна купить молодым «хотя бы» новую квартиру.

Власти Узбекистана и Киргизии неоднократно пытались прекратить столь разорительную показуху, однако без толку. Но тут за дело взялся президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев, известный своим «сказано — сделано». Но при этом он так рьяно принялся искоренять традиционные для Центральной Азии перегибы, что довел дело до прямого нарушения прав человека.

В частности, в республике сейчас невозможно пожениться даже 25-летним, если они не получат на то согласие махаллея (орган местного самоуправления). А его выдадут только в том случае, если родители жениха и невесты представят письменное разрешение на брак. Мало того, родители должны заверить, и тоже в письменном виде, что свадьба будет «скромной». Критерий скромности — присутствие на соответствующих торжествах не более 200 человек. Впрочем, Мирзиеев считает, что и 150 — вполне достаточно.

Кроме того, глава государства потребовал, чтобы на свадьбах не было никаких европейских танцев: «Пусть танцуют по нашим традициям, а не полураздетыми». А если «нарушат», пригрозил он руководители ЗАГсов, будут привлекаться к ответственности. Теперь им придется проследить не только за правильностью «бумажек», но и музыкой, «приличным» нарядом танцующих на свадьбе гостей, их количеством, а также «масштабами» приглашенных артистов, употребленного алкоголя и потраченных на мероприятие сумм. «За неправильные свадьбы будем увольнять с работы», — пообещал президент Узбекистана. «Неправильным» он также считает присутствие на свадьбе чиновников.

Все это, понятно, делается «в интересах трудящихся» и, по убеждению Мирзиеева, в целях борьбы с коррупцией. Причем на законодательном уровне — на основании постановления об упорядочении проведения различных семейных торжеств и поминальных обрядов, утвержденного Сенатом Олий Мажлиса (парламент). Последний обнаружил, что в проведении семейных мероприятий наблюдаются такие «отрицательные проявления и пороки» как тщеславие, стремление показать себя, чрезмерная расточительность, игнорирование истинных традиций и обычаев узбекского народа.

Отмечается также, что значительная часть разводов молодых семей происходит именно на почве конфликтов, связанных с проведением различных церемоний. Так что, как видим, государство вплотную взялось еще и за сохранение молодых семей, причем весьма неординарно. Но как насчет их создания? Почему, к примеру, взрослые люди, перешагнувшие далеко за совершеннолетие, не могут пожениться без ведома старших? Выходит, в выигрышном положении в данном случае оказываются сироты: с них, по крайней мере, не потребуют письменных клятв родителей.

В общем, Мирзиеев, ратующий за «демократические ценности» и сделавший действительно полезные шаги для Узбекистана (он помирился со всеми соседями по региону и несколько приоткрыл страну для внешнего мира), в плане навязывания собственной воли недалеко ушел от своего предшественника — покойного президента Ислама Каримова. Это наводит на мысль об установлении в Узбекистане неодиктатуры, прикрываемой благими намерениями.

Диктаторы же всегда окружены людьми, стремящимися перевыполнить указы «хозяина», но случается, что тот не всякий раз поощряет такую ретивость. Что, собственно, и случилось с председателем центрального совета Союза молодежи Узбекистана Кахрамоном Куранбаевым — «неокомсомолец» настолько «перебдил», что остановил в Ферганской долине помпезный свадебный кортеж, жениха с невестой водворил в такси, а вереницу автомобилей отправил на все четыре стороны.

Бравый председатель Союза молодежи остался так доволен собой, что выложил соответствующий видеоматериал в социальные сети с пояснением: «роскошь создает неудобства» на улицах и вообще «каждому из нас». Если Союз молодежи не способен воспитывать эту самую молодежь, сказал он, то «мы должны освободить свое место».

Пророческими оказались слова Куранбаева: своего места он, скорее всего, лишится, поскольку цирк с пересадкой жениха и невесты в такси и разгоном кортежа сильно не понравился пользователям соцсетей и самому Мирзиееву. По его словам, «надо менять среду, а не останавливать свадьбы, заявляя, что запретил президент. Это предательство по отношению к президенту». Что ж, Восток — дело тонкое: проводя в жизнь идеи отца нации, надо заблаговременно вычислить, с какой ноги он встал. Или обратиться за советом к звездам.

Кстати, Мирзиеев, видимо, действительно не приветствует избыточную инициативу и льстивость — в стране запрещены хвалебные песни, стихи, фильмы, «музой» которых является действующий глава государства. В общем, с подхалимажем и явной льстивостью в Узбекистане борются — здесь это уже считается дурным тоном.

Но вернемся к свадьбам. Куда легче, как оказалось, жениться киргизам! Они преспокойно делают это на российских просторах — особенно те, кто здесь работают. Легальных мигрантов из Узбекистана в РФ гораздо меньше: во-первых, им часто отказывали в праве на выезд за рубеж, во-вторых, республика не является членом Евразийского экономического союза. А вот Киргизия в ЕАЭС состоит, поэтому ее трудовые и иные мигранты находятся в России на легальном положении. Чтобы избежать всякого рода запретов, условностей, предрассудков и связанных с ними колоссальных денежных трат, киргизы все чаще стали сочетаться браком в «светской» России. Оказалось, что это гораздо дешевле, чем на родине, даже если устраиваешь свадьбу в таком дорогом городе, как Москва.

Во-первых, экономишь на количестве гостей — полтысячи человек никак не смогут сняться с места и отправиться в Россию. А это означает, что «глаз», осуждающих за скудность мероприятия, будет в разы меньше, или не будет вовсе. Таскать в Россию ковры, мебель, ложки-плошки тоже вряд ли кому придет в голову, равно как подавать гостям конину и покупать квартиру в Белокаменной. Так что получается очень удобно: скромно, без посторонних осуждающих глаз и без большого урона для семейного бюджета.

Ирина Джорбенадзе