Posted 26 июля 2018,, 19:25

Published 26 июля 2018,, 19:25

Modified 31 января, 20:15

Updated 31 января, 20:15

Когда никто не помог

26 июля 2018, 19:25
Лесные пожары в Греции уже унесли жизни более чем 80 человек. Трагедия вскрыла множество проблем, которые политики даже не берутся решать.

Очень жаркий и засушливый июль привел к трагедии. В пригородах Афин, а также на некоторых принадлежащих Греции островах вспыхнули пожары. Потушить их быстро не удалось, погибли десятки человек. По результатам поисковой операции, проводящейся сейчас в материковой части страны, число жертв наверняка возрастет. Власти просто не успели эвакуировать многих жителей и не смогли быстро начать борьбу с внезапно вспыхнувшими пожарами. И это даже при том, что нечто подобное происходит каждый год, хотя, конечно, не в таких трагических масштабах.

Первая проблема, которую сразу можно назвать, — это отсутствие нормальной координации внутри Евросоюза. Казалось бы, если не хватает своих сил у греков, им могли бы быстро и эффективно помочь другие, кстати, куда более богатые европейские страны. Однако не все так просто. В ЕС действует такой порядок, что пострадавшая страна должна обратиться за помощью через европейскую систему по чрезвычайным ситуациям. Запрос рассылается по другим государствам и только затем они уже реагируют на него.

В итоге помочь успел только греческий Кипр, который прислал сухопутное пожарное подразделение. Центральная Европа вообще предпочла отмолчаться, Великобритания и ряд других стран предложили финансовую помощь. Ну, а два самолета для тушения пожаров, которые были предложены Испанией, уже не понадобились, поскольку это было сделано слишком поздно. Кстати, предложенной помощью в тушении пожаров со стороны России греки также не воспользовались, уточнив, что не запрашивали ее.

Вообще, к европейской солидарности есть большие вопросы, с учетом того, что какую-то помощь Греции предложили только девять стран ЕС. Остальные 19 сделали вид, что ничего не происходит. Итог — десятки жертв и национальный траур.

Другая проблема — квалификация, техническое оснащение и, наконец, моральная готовность к борьбе с огнем греческих пожарных. Очень быстро оказалось, что необходимой техники не хватает. Потом по соцсетям пошла информация о том, что пожарные получают даже по греческим меркам очень невысокие зарплаты, ниже, чем средняя по стране. Так что, мол, некоторая их пассивность на первом этапе вовсе не удивительна.

Третья проблема — это коррупция. Как пишут некоторые блогеры, велика вероятность того, что пожары в пригородах Афин начались с поджогов. Говорят, здесь это привычная практика — выжечь избранный район реликтовых лесов, где запрещена застройка, не расчищать его некоторое время, а когда территорию можно будет признать малопригодной для рекультивации — передать ее девелоперам. Те настроят там «симпатичных маленьких вилл», которые достанутся бизнесменам и разного рода чиновникам, в том числе и тем, которые закроют глаза на это безобразие.

Таким образом, трагедия, как это часто бывает, выглядит скорее рукотворным деянием. Результатом злонамеренных усилий криминальных элементов, коррупции и общего неравенства, сохраняющихся в греческом обществе. Разумеется, это не повод отказывать грекам в сочувствии или помощи даже сейчас, когда, по официальным данным, населенным пунктам, по крайней мере в материковой части страны, огонь уже не угрожает.

Но для самих греков и для ЕС в целом это явно повод задуматься. Вне зависимости от того, кто находится там у власти — «правоцентристы» или левые радикалы, вроде нынешнего премьера Алексиса Ципраса, — Греция остается одним из самых проблемных регионов для Европейского Союза. При этом состоящие в нем страны, судя по их нынешнему поведению, все менее склонны солидарно помогать друг другу.

И все это происходит сейчас на фоне явного стремления к приему в Евросоюз соседних с Грецией балканских стран. Вот только в состоянии ли будет Брюссель потом решать проблемы, которые неизбежно возникнут вслед за новым расширением ЕС?

Иван Преображенский