Posted 11 сентября 2018,, 06:38

Published 11 сентября 2018,, 06:38

Modified 30 марта, 18:47

Updated 30 марта, 18:47

Чем верующим в Минске Рихард Штраус не угодил

11 сентября 2018, 06:38
Чиновники в Белоруссии часто запрещают концерты рэперов и рок-музыкантов. На сей раз в «черный список» попала классика — опера «Саломея».

«Министерство культуры Республики Беларусь по просьбе православной церкви перенесло премьеру „Саломеи“ с кануна поста Усекновения Главы Иоанна Предтечи на конец октября. Пока перенесло. А дальше посмотрим», — написал в своем Facebook-аккаунте главный режиссер театра Михаил Панджавидзе.

Однако верующие решительно настроены вообще не допустить показа «кощунственной» оперы. В том же письме в президентскую администрацию они требуют «внести коррективы в идеологию государства и деятельность Министерства культуры по недопущению и впредь постановок подобных „шедевров“, несущих угрозу духовной безопасности Беларуси и единства нации, а также инициировать внесение изменений в статью 130 Уголовного кодекса Республики Беларусь и законодательные акты в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан по примеру братской России». Ну и, само собой, православные просят прокуратуру возбудить уголовное дело против режиссера, а руководителей церкви — «предать анафеме… Михаила Панджавидзе и всех православных христиан задействованных в постановке оперы».

Рэп тоже под запретом, и не только он

12 мая в Минске должен был пройти концерт российской группы RSAC (исполнитель Феликс Бондарев). Но концерт отменили: его организаторам главное управление идеологической работы, культуры и по делам молодежи Мингорисполкома отказало в выдаче гастрольного удостоверения. Чиновники сочли, что у группы RSAC «низкий художественный уровень».

Тем же организаторам незадолго до того и по аналогичной причине отказали в праве показать минчанам российскую группу «Быдлоцыкл». Причем отказали три раза подряд. На вопрос «Почему?» организаторам концерта в Мингорисполкоме ответили: «Это коллегиальное решение, мы не можем его комментировать».

17 апреля в минском зале Prime Hall должен был пройти концерт российского рэпера Элджея. Но после того, как к ним с проверкой заявилась Генпрокуратура, организаторы написали в соцсетях: «В связи с изменением условий гастрольного удостоверения мы не сможем проводить концерт». До этого в Минск хотели пригласить группу Die Antwoord (ЮАР). И опять та же история: указав на якобы «низкий художественный уровень исполнения», идеологи белорусской столицы отказались выдавать гастрольное удостоверение.

В октябре 2017-го в минском клубе «Брюгге» должен был пройти концерт российского рэпера Face (исполнитель Иван Дрёмин). В последний момент организаторы его отменили, получив официальное предупреждение от Генпрокуратуры и неофициальную информацию о том, что на концерт кроме купивших билеты подростков заявится также ОМОН со специальной «программой маски-шоу».

Как позднее выяснилось, за день до проведения концерта Face в Генпрокуратуру «поступил сигнал от гражданина из Бобруйска, который попросил обратить внимание на творчество рэпера». После чего прокуратура выдала документ: «Тексты песен изобилуют ненормативной лексикой, в них прослеживается открытое пренебрежение моральными и культурными ценностями, принятыми в современном цивилизованном обществе, пропагандируется разнузданность в сексуальных отношениях, пренебрежение к женщинам, институту семьи, школы. <…> Применяемые в текстах формы и методы доведения информации до слушателей способны побуждать к совершению действий, запрещенных законодательством, что может причинить вред здоровью и благополучию граждан, физическому и нравственному здоровью молодого поколения».

История повторилась через месяц: в ноябре в том же «Брюгге» должен был выступить российский рэпер Дмитрий Хинтер (Schokk), но концерт был отменен. Опять предупреждение Генпрокуратуры о «низком художественном уровне исполнения». Хотя весной того же 2017-го Schokk без проблем выступил с концертом в Минске. Но в преддверии нового концерта идеологи попросили организаторов дать им распечатки текстов певца. После чего отказали: «низкая культурная ценность мероприятия» и «подача недостоверной информации» — тексты были отредактированы и не содержали мата.

Запреты концертов белорусскими чиновниками с мотивацией «нам это не нравится» — довольно частое дело для Белоруссии. В 2014 году в Минск должна была приехать польская группа Behemoth — организаторы концерта получили гастрольное удостоверение. Но в дело вмешалась Генпрокуратура, и концерт отменили.

Весной 2010-го едва не был отменен концерт Rammstein в Минске. Категорически против его проведения высказался Общественный совет по нравственности, заявивший: «Решение везти в Минск Rammstein — это ошибка, которая может нам дорого обойтись. Творчество группы является неприкрытой пропагандой гомосексуализма, мазохизма и других извращений, жестокости, насилия и непристойной брани. На концертах группы вживую демонстрируются акты совокупления между мужчинами, семяизвержение и подражание нацистам».

Глава Общественного совета по нравственности — генерал милиции и автор детективов Николай Чергинец — заявил, что нельзя допустить, чтобы немецкие исполнители пропагандировали безнравственность. Позднее, в 2017 году, следующий концерт Rammstein в Минске все-таки отменили.

«История с попыткой запретить концерт Rammstein в 2010-м вызвала очень бурную общественную реакцию в Беларуси. Я бы сказал — необычно большую, — сказал „Росбалту“ белорусский музыкальный критик Алесь Скабелко. — Скандал получился международный, страна выставила себя в неприглядном свете. Вероятно, поэтому потом и отменили на некоторое время „гастрольки“. Но опять пошли „письма ветеранов“, и запреты вернулись».

«Отдельные вопросы» и Кодекс о культуре

«Почти на каждый концерт приходят из отдела идеологии — ну, в Минске не всегда, в провинции — обязательно. Обычно это две-три тетки, очень характерные, лет 45-55, с пергидрольными начесами, классического советского вида. Одна — с видеокамерой, на которую все снимают, что на сцене происходит», — рассказал «Росбалту» Василий Гринявский, промоутер, привозящий в Белоруссию исполнителей из России и Украины.

Технологии принятия решений — запретить или разрешить концерт — отличаются. Гастрольные удостоверения были обязательны до 2011 года. Потом это требование вдруг отменили, некоторое время действовал уведомительный принцип: идеологов надо было просто ставить в известность о запланированных концертах. В 2013-м практику выдачи «гастролек» вернули, а идеологический контроль стал даже более жестким. Чтобы получить документ, организаторы должны подать в местный отдел идеологии гастрольный лист, ответить на любые вопросы чиновников и уплатить госпошлину — но не в бюджет, а в специальный президентский фонд.

В феврале 2017 года в Белоруссии вступил в силу Кодекс о культуре. По нему идеологи в местных органах власти могут назначить художественную комиссию — она уже на свой вкус решит, достоин ли исполнитель выступить на сцене. Но при этом Минкультуры (разработчик кодекса) не имеет отношения к выдаче «гастролек» — решения принимают идеологи на местах. «Если чиновник разрешил концерт, а потом правоохранители заявят, что концерт проводить нельзя, — то в следующий раз чиновник концерт не разрешит, — объясняет Василий Гринявский. — Он перестрахуется и не позволит. Особенно если по какому-то исполнителю уже был „сигнал“ из прокуратуры».

Непредсказуемая реакция чиновников — главный фактор коммерческого риска при организации концертов в Белоруссии. При этом каких-то списков «благонадежных» и «неблагонадежных» исполнителей нет, и никто не может предсказзать, выпустят ли идеологи на сцену того или иного исполнителя.

Михаил Петровский