Posted 1 октября 2018,, 07:25

Published 1 октября 2018,, 07:25

Modified 31 января, 20:54

Updated 31 января, 20:54

СНГ стало «хромой девяткой»?

1 октября 2018, 07:25
Президент РФ на форуме глав государств Содружества зачитался «Евгением Онегиным», но успел переговорить с коллегами. Правда, двое — лидеры Украины и Туркмении — отсутствовали.

Лидеры Содружества подписали заявление по случаю 70-летия принятия Всеобщей декларации прав человека — в нем акцент сделан на необходимости конструктивного, уважительного, равноправного диалога, отказа от практики двойных стандартов, невмешательстве во внутренние дела суверенных государств. Особое внимание было уделено предстоящему празднованию 75-летия победы в Великой Отечественной войне. По предложению России будет изготовлена юбилейная медаль для награждения ветеранов постсоветского пространства — их осталось немногим более 100 тысяч человек. Договорились также об усилении социальной защиты и заботы о ветеранах, сошлись на необходимости борьбы с фальсификацией истории и попытками переписать летопись победы.

И все же главный акцент был сделан на безопасности — в этой сфере принят ряд документов, в частности, Межгосударственная программа совместных мер по борьбе с преступностью на 2019—2023 годы. Речь идет о противодействии всем видам преступной деятельности — от незаконного оборота наркотиков до криминала в сфере информационных технологий.

Надо сказать, что для государств СНГ настали весьма трудные времена — не случайно недавно состоялись учения ОДКБ (а часть государств этого блока входит в состав Содружества) по отражению угроз со стороны Афганистана. Террористическая проблема для СНГ общая, соответственно, сотрудничают и спецслужбы государств, в него входящих. Особенно актуально это для республик Центральной Азии: после ослабления позиций ИГ («Исламское государство» — запрещенная в РФ и других странах террористическая организация) в Сирии и Ираке, ее боевики активизировались в Афганистане и стали создавать «спящие ячейки» в граничащем с ним центрально-азиатском регионе. Впрочем, считается, что не только в нем, но и на всем постсоветском пространстве.

В общем, СНГ не только не отдало концы, но так или иначе функционирует, хоть и прихрамывая, поскольку в его ареале наличествуют враждующие на разных уровнях страны, и от организации можно считать отколовшейся Украину. Но на пространстве Содружества, которое не стало «новым СССР», сотрудничество в отдельных сферах все же имеет место, действует безвизовый режим (исключение — Туркмения). Также СНГ сгодилось в качестве платформы, на которой созданы две более дееспособные, чем само Содружество, организации — ОДКБ и Евразийский экономический союз. И, разумеется, СНГ является площадкой для встреч глав самых разных в экономическом, политическом и «ментальном» смыслах государств, которые, тем не менее, имеют общие проблемы и задачи.

В частности, немаловажной встреча в Душанбе стала для президентов Казахстана и Таджикистана, которые договорились усиленно развивать взаимную торговлю. Премьер-министру Армении Николу Пашиняну наконец-то удалось пообщаться с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. По информации, распространенной первым, с азербайджанским лидером его познакомил Владимир Путин в Москве, на чемпионате мира по футболу, но тогда поговорить не удалось. Зато в Душанбе «встреча была неформальной, мы впервые поговорили». Главный вопрос — о чем?

По данным Пашиняна, главы минобороны двух стран должны договориться о предотвращении инцидентов на границе. Второе: он и Алиев сошлись во мнении, что карабахский конфликт следует решать мирным путем. Третье: оба лидера решили организовать между собой оперативную связь с тем, чтобы поддерживать режим прекращения огня.

Неизвестно, что обсуждали в двустороннем формате Путин и президент Молдовы, зато есть информация о беседе лидеров Белоруссии и РФ — ее распространило РИА Новости. Речь между ними шла о действиях НАТО у границ Союзного государства. «Вопрос безопасности — это, можно сказать, центральный вопрос сегодняшнего саммита. Все президенты об этом говорят. Даже мы, казалось бы, спокойная Беларусь, постоянно об этом говорим, учитывая еще и те опасности и вызовы, которые таят в себе действия западных государств и НАТО у наших границ, у границ Союзного государства. … Кстати, мы в таком конфиденциальном порядке обсуждали эту проблему с Владимиром Владимировичем», — сообщил Лукашенко. Он также обозначил и другие факторы, включая военные, «довлеющие» на сферу безопасности — это «Вопросы Востока Украины, Приднестровья, особенно Нагорного Карабаха. Нам бы как-то сорганизоваться и разрубить эти гордиевы узлы. И многие другие».

Что касается Карабаха. В Ереван Путин не заехал, хотя его визит туда из Азербайджана анонсировался. И с Пашиняном, и с Алиевым он встречался в сентябре и до саммита СНГ, однако в Баку все же съездил. По официальной информации — на чемпионат мира по дзюдо и для участия в пленарном заседании российско-азербайджанского межрегионального форума. Мероприятия эти — вполне «приличная» ширма для встречи и продолжения разговора, не завершенного, вероятно, Алиевым и Путиным в Сочи 1 сентября. Но то, что Ереван выпал из «турне» Путина, сильно бросается в глаза.

Эксперт Центра постсоветских исследований Института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Академии наук РФ Фархад Ибрагимов в беседе с Media.Az сказал, что тем для обсуждения у президентов России и Азербайджана все равно осталось достаточно много. Это военно-политическое взаимодействие, экономическое сотрудничество, гуманитарная сфера. Разумеется, в повестке дня остается и карабахское урегулирование. «Среди других вопросов, возможное вступление Азербайджана в ОДКБ и ЕАЭС», — считает эксперт, хотя бы в статусе наблюдателя или партнера. Известно, подчеркнул он, что «в Баку заинтересованы в такой организации, как ШОС, и Москва совсем не против видеть Азербайджан в рядах этой структуры».

По мнению Ибрагимова, визит Путина в Азербайджан говорит о том, что он является приоритетной страной в регионе, и вообще у Москвы «есть желание еще больше сблизиться с Баку и, возможно, перейти от статуса стратегического партнера к статусу стратегического союзника». Заметим, что если это действительно так, геополитический расклад в регионе, как минимум, Южного Кавказа, Каспия и частично Ближнего Востока претерпит определенные изменения.

Что же до «остального» в российско-азербайджанских отношениях, оно явно находится сейчас на взлете. Бизнес двух стран активно взаимодействует в самых разных сферах, включая нефтяную. Формируется, посредством Азербайджана, транспортный коридор «Север-Юг» между Россией и Ираном, — а это сближение европейских и азиатских рынков. Подписание конвенции по Каспию открывает еще больше возможностей для сотрудничества, в частности, в контексте освоения шельфовой зоны и развития транспортной инфраструктуры. И все это, подчеркнем, на фоне явного охлаждения российско-армянских отношений и вообще их непредсказуемости, вынуждающих к созданию новых военно-политических комбинаций и «осей» сотрудничества.

Что ж, с одной стороны, хорошо, что российско-азербайджанские отношения стремительно двигаются вперед, однако резкие, пусть и позитивные изменения на сенситивном Кавказе образуют геополитические изломы, порождая новые проблемы. И возникнут они, в первую очередь, у России. Впрочем, теперь многое для нее будет зависеть от уровня компенсации военно-политических и идеологических издержек с другими, теперь уже, наверное, бывшими союзниками.

Ирина Джорбенадзе