Posted 2 октября 2018,, 06:30

Published 2 октября 2018,, 06:30

Modified 30 марта, 18:36

Updated 30 марта, 18:36

Пенсион от Лукашенко: почему народ безмолвствует?

2 октября 2018, 06:30
Возраст выхода на заслуженный отдых в Белоруссии начали повышать раньше, чем в РФ, но «плавно». При этом он будет меньше на два года и для мужчин, и для женщин.

Еще несколько лет назад в Белоруссии никто не мог предсказать, по какому пути пойдет пенсионная реформа, хотя примерно к 2010 году уже стало понятно, что система в своей прежней форме перестает работать из-за все более заметного демографического перекоса. Экономически активное население Белоруссии стабильно снижается с лета 2011 года. В 2016 году естественная убыль белорусов составила 1,6 тыс. человек, в 2017-м — уже 16,7 тыс., а за первое полугодие 2018-го — 27 тыс. человек. Тем не менее, до недавнего времени действовала «советская» схема выхода на пенсию — 60/55.

Старение населения на фоне падения рождаемости, рост среднего возраста белорусов привели к тому, что каждый работающий, по сути, должен был содержать еще одного неработающего. Такое соотношение экономисты считают фатальным. А в условиях, когда производительность труда в Белоруссии в 6,3 раза ниже, чем в Евросоюзе, оно означает всеобщую нищету. И никаких перспектив улучшения демографической ситуации в ближайшее время в республике не просматривается.

В разные годы в Белоруссии начиналось обсуждение возможности перейти от государственно-распределительной пенсионной системы к смешанной, с большой долей накопительной. Однако эти идеи не получили поддержки: действительно, рядовой белорус привык к мысли, что он получает (ну или будет получать) пенсию «от государства». Личной ответственности такой подход не подразумевает. В итоге было решено, что в ходе реформы сама система начисления пенсий останется полностью под государственным контролем.

Сегодня работает следующий механизм (единственный и безальтернативный): за каждого работающего гражданина ежемесячно отчисляется в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) 35%-й налог с зарплаты (34% работодатель и 1% сам работник), который государство направляет на пенсионное обеспечение и различные пособия. Это классическая распределительная система, когда пенсионные взносы работающих граждан нигде не накапливаются, а идут на выплаты сегодняшним пенсионерам.

Когда в Белоруссии начинали реформу, с самого начала было решено, что повышаться будет не пенсионный возраст, а минимальный трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии, который до недавнего времени составлял всего пять лет и был повышен до десяти, а с 2016 года — до 15,5 лет. Далее ежегодно он увеличивается на шесть месяцев до достижения показателя в 20 лет. Работник, не набравший требуемого страхового стажа, может рассчитывать только на социальную пенсию. Даже если из требуемых 20 лет он отработал 19,5 — этого никто учитывать не будет, как и неофициальную работу. Мужчины имеют право получать «социалку» с 65 лет, женщины — с 60-ти. Сегодня размер такой пенсии — $45 в месяц.

Что любопытно, некоторое более-менее выраженное недовольство в обществе вызвала даже не сама новая пенсионная система, а то, что по новым правилам в стаж перестали засчитывать периоды отпуска по уходу за ребенком, военной службы по призыву, учебы и другие, когда обязательные страховые взносы не уплачивались. Впрочем, все протесты белорусов привычно ограничились разговорами на кухнях.