Posted 3 октября 2018,, 14:15

Published 3 октября 2018,, 14:15

Modified 30 марта, 18:34

Updated 30 марта, 18:34

В Армении началась контрреволюция?

3 октября 2018, 14:15
Владимир Путин «дальновидно» изменил свои планы и не поехал в Ереван — иначе возобновившиеся там беспорядки непременно бы «навесили» на Кремль.

Оппозиция нужна, когда она витринная и послушна власти. А непослушную следует «изъять» из политики без остатка. В противном случае такие демократически и экономически не устоявшиеся государства, как Армения, перманентно будут переживать «революции» и «контрреволюции». Революция свершилась в Армении весной текущего года — власть захватил депутат парламента Никол Пашинян. Под давлением толпы Национальному собранию пришлось утвердить его премьер-министром, то есть первым лицом республики.

После этого жизнь в Армении резко изменилась: началась охота на политических оппонентов и их окружение, на «неправильный» бизнес, уголовное преследование бывших президентов и т. д. В результате даже те политические силы, которые всерьез не воспринимали Пашиняна, но конъюнктурно переметнулись в революционные дни в его лагерь, а некоторые даже получили в награду министерские портфели, пошли против воли премьер-министра. То есть проголосовали вместе с депутатами Республиканской партии (РПА) свергнутого главы Армении Сержа Саргсяна за внесение поправок в законопроект, не устраивающих Пашиняна. А именно: после того, как премьер заявил, что внеочередные выборы в парламент состоятся не позже декабря, депутаты оперативно приняли поправки в закон о регламенте законодательного органа.

В соответствии с ними, если заседание парламента не может состояться из-за отсутствия кворума или препятствий, чинимых для не участия в нем депутатов, оно «приостанавливается и возобновляется только после устранения соответствующих причин». Но главное, законопроект обеспечивает парламенту продолжение работы при отставке премьер-министра. Собственно, по факту так и произошло весной: после того, как Сержа Саргсяна вынудили подать в отставку, и вместо него буквально насильственно был избран Пашинян, внеочередные выборы назначены не были.

Надо полагать, тогда Пашинян опасался, что «его люди» большинство мандатов в законодательном органе не возьмут, и там снова «окопаются» республиканцы Саргсяна. Время, однако, идет, и с выборами нельзя тянуть до бесконечности — главным образом из соображений падения рейтинга Пашиняна со всеми вытекающими отсюда последствиями. А тут — нате вам: революционного премьера здорово подвели не только «открытые враги», но и «новые друзья» — партии «Дашнакцутюн» и блок «Царукян». И как раз в то время, когда премьер заявил о своей готовности «уйти в отставку» для проведения выборов, но при этом все же «оставаться главой правительства». Интересно, как такое возможно?

Разбираться с ситуацией Пашинян традиционно решил на площади, созвав накануне вечером митинг своих сторонников, которые заблокировали здание парламента. Прилюдно, прямо на улице, премьер подписал указ об увольнении шести министров из партии «перебежчиков». Принятый парламентом закон он назвал «заговором против высшей власти Армении, то есть армянского народа»; потребовал «искоренить» республиканцев и их «пособников» из политического поля республики, поскольку они «дали старт контрреволюции». Но с политически «прокаженными» ему все же пришлось встретиться и несколько часов уламывать их не избирать премьер-министра после его отставки.

По словам Пашиняна, парламентские фракции ему это пообещали, более того, заверили, что не станут выдвигать своих кандидатов на премьерский пост. Но добиться от них письменной гарантии на этот счет («грамота», конечно, была бы курьезной) ему не удалось. А посему он, только что призвавший стереть с политического поля инакомыслящих, попросил народ о корректности: не ругать, не обзывать и не оскорблять оппонентов.

Между тем ночной митинг в Ереване не обошелся без эксцессов: госпитализированы, по данным Минздрава, четыре человека. Причины не уточняются. Сегодня утром заседание парламента после бурной ночи не возобновилось за отсутствием кворума. Зато есть уточнения по встрече Пашиняна с непокорными депутатами парламента, которые на сей раз не «побоялись» оказаться в большинстве. В частности, вице-спикер Национального собрания Микаэл Мелкумян заявил, что «никаких договоренностей с Пашиняном не достигнуто». По его словам, парламентские фракции ознакомились с планами и намерениями правительства, «были аргументы и контраргументы». Депутаты считают, что для проведения выборов необходимо иметь новый избирательный кодекс, его нет, а на разработку и утверждение этого документа требуется время. По-видимому, депутаты, которым сильно поднадоел Пашинян с его попаданием «пальцем в небо» на всех фронтах, включая внешнюю и внутреннюю политику, безопасность, «революционный террор» и прочее, считают, что время сейчас работает на них, а не на премьера. Соответственно, тянуть с выборами следует максимально долго.

Как сообщил журналистам депутат от Республиканской партии Армен Ашотян, Пашинян стремится провести выборы как можно скорее по единственной причине — «капитализации своего рейтинга». Он выразил надежду на то, что это не связано с геополитическими вопросами, хотя «такое опасение есть». Политик тоже подтвердил, что никаких договоренностей по итогам встречи с премьером достигнуто не было.

Кто блефует? Вероятно, это делают сейчас все, кто причастен к армянской политике. А это означает, что волнения в Армении с приходом к власти Пашиняна с «командой соросовцев», как их называют оппоненты за откровенную прозападность, будут нарастать. Ситуация усугубляется тем, что Пашинян с первых же минут революции не видел премьер-министром страны никого, кроме себя, и совершенно не скрывал этого. Формула «Я или никто» действует и сегодня.

Во всей этой неразберихе Пашинян призвал президента Армении не подписывать «плохие» поправки к закону — согласно Конституции, он должен сделать или не сделать это в течение 21 дня с их принятия парламентом. Либо направить законопроект в Конституционный суд на предмет установления его соответствия Основному закону страны. Если КС дает добро, то в течение пяти дней президент законопроект подписывает. Но вопрос еще и в том, полномочен ли Конституционный суд признать поправки противоречащими Основному закону? Вот тут мнения разделяются. Одни эксперты считают, что процедурные вопросы не входят в компетенцию «главного суда», и они будут приняты в любом случае; другие усматривают в этом вопросе замысловатые лазейки. Но в целом, имея в виду отсутствие цивилизованной правовой среды в Армении, исход дела упирается в то, одолеет ли Пашинян своих оппонентов силой улицы, помноженной на другие «методы», или нет.

В любом случае ситуация для него сейчас весьма шаткая: многие разочаровались в революции, недовольны отсутствием реальных реформ, неразберихой во внешней политике, порождающей серьезные угрозы для безопасности Армении (факторы России, Турции; Карабах), продолжение «митингового» управления страной и т. д. В общем, в Армении сейчас идет игра на противостояние Пашиняна всем остальным, а не на созидание с привлечением «всех остальных». Собственно, в историческом срезе в этом нет ничего нового, это ошибка всех революционеров и главная предпосылка для успеха контрреволюции.

Отметим, что на конец сентября был анонсирован визит президента России в Ереван, но он туда не поехал. Зато посетил Азербайджан. Если бы Владимир Путин все же съездил в гости к Пашиняну, и после этого в Армении началась заваруха, ее бы непременно списали на «козни Кремля», которому армянский премьер, по понятным причинам, не по душе. Но может возникнуть и такой вопрос: уж не была ли Москва в курсе грядущих в Ереване событий? И если — да, как ей «выдерживать тон» на сей раз?

Ирина Джорбенадзе