Posted 9 октября 2018,, 12:34

Published 9 октября 2018,, 12:34

Modified 30 марта, 18:31

Updated 30 марта, 18:31

Победа рождается согласием

9 октября 2018, 12:34
Несмотря на относительный успех на выборах, русское сообщество Латвии стоит на пороге ликвидации и превращения в музейный реликт.

Прошедшие 6 октября в Латвии парламентские выборы, на которых победу одержала партия «Согласие», поддерживаемая большинством русскоязычного населения страны, вряд ли изменят общую политическую конфигурацию. Не придает оптимизма и то, что в Сейме Латвии теперь будут представлены не одна, а две активные национал-радикальные фракции, которые будут состязаться друг с другом в русофобии.

Победители и побежденные

Социал-демократическая партия «Согласие» набрала 19,8% голосов избирателей, в Сейме она может получить 23 депутатских места. Второе место — за новичком выборов, популистской партией Артуса Кайминьша KPV LV c 14,3%, она может получить 16 депутатских мест. Третье место заняла Новая консервативная партия (НКП), набравшая 13,6% голосов, что дает ей также 16 мест в Сейме Латвии.

В Сейм также прошли блок «Для развития/За!» (12,05% — 13 мест), Национальное объединение «Все для Латвии!» — «Тевземей ун Бривибай/ДННЛ» (11,02% — 13 мест), Союз зеленых и крестьян (СЗК) (9,92% — 11 мест), «Новое Единство» (6,7% — 8 мест).

Итого в 13-м Сейме Латвии, состоящем из 100 депутатов, будут представлены 7 партий. Окончательные результаты будут утверждены ЦИК в течение трех недель после окончания голосования.

Левоцентристский «Русский союз Латвии» (РСЛ), также представляющий интересы русскоязычных жителей Латвии, но, по сравнению с «Согласием», настроенный более радикально, несмотря на активную предвыборную кампанию и организованные шествия и акции протеста, так и не смог преодолеть пятипроцентный барьер. РСЛ показал результат более высокий, чем ему прогнозировали опросы, но недостаточный (3,2% голосов избирателей), чтобы пройти в парламент. Фракции, которая бы отстаивала права русских жителей Латвии, в 13-м Сейме не будет.

Хороший результат РСЛ показал в Латгалии (более 10%), ожидаемо низкие проценты в трех других округах, но главное — не удалось «взять» Ригу. Увы, непреодолимые противоречия между РСЛ и «Согласием» по многим позициям продемонстрировали справедливость латинского постулата «Где единение, там и победа». Победы не получилось.

Как полагает общественный деятель Владимир Линдерман, РСЛ не удалось (на то есть и объективные, и субъективные причины) донести до избирателей ощущение трагизма ситуации: «Русское сообщество Латвии стоит на пороге ликвидации, то есть превращения из развитого социального организма — со своими школами, СМИ, организациями — в музейный реликт. Большинство русских отказывается в это верить, предпочитая верить в сказки про „дружбу народов“, — резюмировал Линдерман.

Выборы в 13-й Сейм были отмечены рекордно низкой явкой — чуть больше половины граждан, имеющих право голоса (54,57%) дошли до избирательных участков. Предыдущие парламентские выборы также поставили антирекорд по посещаемости, однако нынешнее голосование оказалось почти на 5% ниже, что прямо указывает на неверие жителей Латвии в то, что с помощью участия в выборах можно что-то изменить.

Наиболее активным округом оказалось Видземе. В нем проголосовали 61% избирателей, что на 2% меньше, чем четыре года назад. Также больше половины граждан проголосовало в Курземе (55,86%) и Земгале (54,76%), что опять же лишь на пару процентов меньше, чем было в этих регионах на выборах 12-го Сейма. Как обычно наименее голосующим регионом стала Латгалия, где на выборы пришли менее половины избирателей — 43,07%. Однако опять же, по сравнению с 12-м Сеймом, явка здесь упала незначительно — на 4%. И даже в Риге, где явка обычно высокая, многие избиратели предпочли на выборы не ходить. Явка в Рижском избирательном округе всего 53,87% — это рекордное падение, почти на 15% по сравнению с предыдущими выборами.

Из этого видно, что провинциальные жители, которые преимущественно латыши (кроме Латгалии), активно шли голосовать, решив поддержать новые политические силы. В то же время жители столицы, среди которых значительную часть составляют русскоязычные, остались верны своим партиям, хотя и склонялись к тому, чтобы проигнорировать выборы.

Что касается победившей на выборах партии „Согласие“, то она получила на 3% меньше голосов, чем ранее. Кроме того, уменьшилось и количество проголосовавших за эту партию. Если ранее ее поддержали более 200 тысяч избирателей, то сейчас их стало на 45 тысяч меньше. Однако столица все еще остается оплотом „Согласия“ — в Риге партия с большим перевесом заняла первое место. Кроме того, победа им досталась и в Латгалии, хотя и здесь они получили меньше голосов, чем у них было четыре года назад.

Политолог Нормунд Гростиньш говорит, что это четвертые выборы подряд, когда продолжается падение партии. По его словам, „Согласие“ планировало привлечь латышские голоса, но это не получилось. Латышский избиратель отвернулся от „Согласия“ в 2014 году в связи с Крымом. В 2018-м — часть русских избирателей не простила „Согласию“ равнодушия к судьбе образования на русском языке.

К тому же, добавил политолог, партия заявила о поддержке антироссийских санкций. „Это вызвало потерю русского электората, но и латышских избирателей не привлекло“, — резюмировал Гростиньш. Плюс к тому — эмиграция, сокращение числа русских граждан Латвии. Эксперт уверен, что остальные партии создадут коалицию без победителей — „Согласие“ и KPV LV оставят за бортом.

Национальное объединение, стоящее на крайне правых позициях, потеряло несколько мандатов, но это никак не связано с их идеологией. Просто всплыли финансовые связи их лидеров с администраторами неплатежеспособности, а эту публику не любят все, независимо от национальности, что и привело к некоторой потере голосов. У Национального объединения и близкой им по духу Новой консервативной партии 29 мест в 13-м Сейме. Напомним, что в нынешнем парламенте у националов было всего 17 мандатов, и этого им хватало, чтобы диктовать свою линию во всех вопросах, так или иначе связанных с правами и интересами русских Латвии.

Союз зеленых и крестьян (СЗК), четыре года назад занявший третье место и значительно увеличивший свою фракцию, в этот раз лишится как минимум половины депутатов. СЗК получил лишь шестое место, при этом в традиционно своих округах Курземе и Земгале он оказался лишь третьим, что для премьерской партии — однозначно слабый результат.

Также серьезная потеря ожидает и „Новое Единство“. Эта политическая сила, хоть и преодолела пятипроцентный барьер, заняв седьмое место и получив в итоге чуть более 6% голосов, но о своем былом влиянии может забыть — она будет представлена 8 депутатами.

В сумме у трех партий правящей коалиции будет примерно треть мандатов, что ясно показывает — народ Латвии желает новое правительство. Правда, каким оно будет сказать пока сложно, и не исключено, что оно станет еще более националистическим, чем предыдущее. Ведь в парламент, помимо старых националистов из Нацблока, пришли особо ничем от них не отличающиеся Новые консерваторы. Теперь им придется доказывать, кто из них больший патриот, тогда как давно известно, что лучший способ для этого — показать свою приверженность идеалам латышской Латвии.

Большая игра малых партий

По мнению многих экспертов, несмотря на победу в выборах, вероятность участия „Согласия“ в новой правящей коалиции крайне мала. Пока политики не спешат прогнозировать, как скоро будет создано новое правительство.

Президент Латвии Раймонд Вейонис планирует в течение двух недель после выборов Сейма начать консультации о кандидате на пост премьер-министра, сообщили в президентской канцелярии.

Позиция президента касательно задач нового премьера не изменилась — это неизменность внешнеполитического курса и продолжение укрепления безопасности Латвии, готовность составить сбалансированный госбюджет и продолжать важные для общества реформы, а также укреплять правопорядок. Важно, чтобы новое правительство было в состоянии принимать решения, подчеркнул Вейонис.

С учетом сравнительного большого числа избранных в Сейм политических партий и раздробленного состава парламента, формирование правительства будет сложным, считает он. Важно, чтобы теперь партии сумели отложить в сторону высказанные в предвыборный период взаимные обвинения и упреки и оценить приоритеты в соответствии со своими программами, над выполнением которых они хотят работать вместе с избранными в Сейм партнерами.

Низкую активность избирателей на выборах Вейонис связывает с недоверием к политическим процессам в стране в целом и с тем, что политики мало разъясняли обществу свои решения и действия.

Как показал проведенный агентством LETA опрос, вошедшие в 13-й Сейм правоцентристские партии изначально собираются доверить инициативу формирования правительства именно KPV LV и Новой консервативной партии (НКП).

Один из озвученных вариантов развития событий — создание блока KPV LV и Новой консервативной партии, чтобы оставить в оппозиции Союз зеленых и крестьян. Впрочем, не известно, будут ли KPV LV и „новые консерваторы“ одинаково заинтересованы в создании такого блока.

Допускается, что более либерально настроенные партии попытаются добиться усиленного сотрудничества друг с другом, речь идет о „Для развития/За!“ и „Новом Единстве“. Эти партии могут сформировать ядро коалиции, привлекая Национальное объединение и Союз зеленых и крестьян, а также либо KPV LV, либо Новую консервативную партию.

Вошедшие в 13-й Сейм правоцентристские партии изначально собираются доверить инициативу формирования правительства партиям, набравшим наибольшее после „Согласия“ количество голосов — KPV LV и Новой консервативной партии, и не планируют приглашать на переговоры о формировании правительства „Согласие“.

В свою очередь, кандидат в премьер-министры от партии „Согласие“ Вячеслав Домбровский в интервью Латвийскому радио заявил, что новое правительство без участия „Согласия“ создать не получится, и даже призвал президента Раймонда Вейониса поручить создание кабинета министров именно ему в связи с победой „Согласия“ на выборах. „Для меня морально неприемлемо проведение ‚красных линий‘ в отношении людей, которые поддержали другую партию, так как в столетие Латвии надо думать об объединении людей, а не о расколе“, — подчеркнул Домбровский.

Председатель „Согласия“ Нил Ушаков, который не выставлял свою кандидатуру на выборы в Сейм, также отмечает, что по итогам выборов в 13-й Сейм ни одна из возможных комбинаций правящей коалиции не будет дееспособной и стабильной без участия в ней „Согласия“. Кстати, согласно предвыборным обещаниям, если „Согласие“ войдет в правительство, оно в первую очередь пересмотрит поправки к Закону об образовании, запрещающие частным вузам обучение на русском языке.

Партии KPV LV и НКП, занявшие по итогам выборов второе и третье место соответственно, ранее также выразили готовность возглавить правительство. Кандидат KPV LV на пост премьер-министра Алдис Гобземс считает, что было бы „демократично соблюсти традиции“ и предложить пост премьера партии KPV LV, набравшей больше всего голосов избирателей среди правоцентристских партий. Кандидат НКП в премьеры Янис Борданс подчеркнул, что избиратели хотят перемен. При этом Борданс заявил, что видит возможности переговоров со всеми партиями, кроме „Согласия“.

Председатель Национального объединения ВЛ-ТБ/ДННЛ Райвис Дзинтарс согласен, что инициативу могут взять на себя НКП или KPV LV. Партия готова к переговорам о сотрудничестве в 13-м Сейме со всеми партиями, за исключением „Согласия“. Кандидат в премьеры от объединения партий „Для развития/За!“ Артис Пабрикс заверил, что правительство будет сформировано без „Согласия“. Председатель правления Союза зеленых и крестьян Арманд Краузе тоже считает, что НКП и KPV LV как победившие на выборах в правоцентристском крыле должны взять на себя инициативу на переговорах о формировании правительства. Глава „Нового Единства“ Кришьянис Кариньш подчеркнул, что объединение готово к переговорам со всеми политическими партиями, кроме „Согласия“. Председатель парламентской фракции „Согласия“ Янис Урбанович сказал агентству ЛETA, что в кулуарах после выборов высказываются разные версии, но, по всей вероятности, сотрудничать в новом Сейме будут „Новое Единство“, „Для развития/За!“ и НКП, предложив присоединиться к ним ВЛ-ТБ/ДННЛ.

В целом же три новых правоцентристских политических силы (KPV LV, НКП и „Для развития/За!“) могут провести в Сейм примерно 45 депутатов. Поэтому именно от этих партий и будет зависеть, какая ожидается новая правящая коалиция. Но не исключено, что процесс формирования кабинета министров может затянуться надолго, так как у новичков может не получиться создать коалицию без привлечения кого-то из ныне правящих партий, переживших сокрушительный разгром.

Политолог Филипп Раевскис полагает, что из-за сильной раздробленности в Сейме будет трудно принимать значимые решения, и поэтому сильнее всего в результате парламентских выборов, считает политолог, проиграло латвийское общество.

В интервью Латвийскому телевидению он отметил, что работа следующего правительства будет сложной, так как его сформируют четыре или пять политических партий.

„Если исключить ‚Согласие‘, то у партий есть еще шесть вариантов для формирования правительства. Одну из латышских партий всегда можно оставить вне коалиции, там есть конкуренция. Это хорошая новость, потому что без конкуренции вообще ничего нельзя составить“, — отметил политолог.

„В свою очередь, если мы говорим (о создании правительства) без нынешних представителей власти, то тут придется перейти огромную ‚красную линию‘, надо идти вместе с ‚Согласием‘, без которого это невозможно сделать“, — полагает Раевскис.

Политолог Нормунд Гростиньш не дает радужных прогнозов о работе Сейма нового созыва. „Работа этого Сейма не будет лучше, чем работа предыдущего, потому что изменения косметические. Никакой существенной смены правящей элиты не произошло“, — пояснил он. — Даже те, кто создаст коалицию, столкнутся с трудностями в переговорах по реформам, потому что Сейм оказался фрагментированным. Экономическая ситуация продолжит ухудшаться, и не факт, что этот Сейм проработает четыре года, возможно, его придется распускать или президенту, или народу», — заключил политолог.

Президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич, комментируя расклад по итогам выборов в Латвии для портала sputniknewslv.com, напомнил, что в 2014 году «Согласие» также победило на выборах в сейм и получило 23% голосов избирателей, однако другие партии отказались создавать с ним правящую коалицию. Если аналогичная ситуация повторится по итогам нынешних выборов, это поставит под вопрос их результаты, отметил Межевич.

«Встанет вопрос, не будут ли назначены новые выборы — ведь без „Согласия“ сформировать правительство будет сложно», — сказал эксперт. По его мнению, для создания устойчивого альянса без «Согласия» правым партиям может потребоваться поддержка популистов из KPV LV. Однако тогда будет создана «чудовищная коалиция» непримиримых политических противников. Сложно представить в одной команде ратующих за традиционную семью «новых консерваторов» и «поддерживающих все типы брака» либералов из блока «Для развития/За!», отмечает эксперт. Свои проблемы существуют и в отношениях между «новыми реформаторами» и Союзом зеленых и крестьян. «Полгода я этой коалиции даю, а затем все развалится, и будут новые выборы», — заявил Межевич.

Петр Жук, Рига