Posted 17 октября 2018,, 05:23

Published 17 октября 2018,, 05:23

Modified 30 марта, 18:27

Updated 30 марта, 18:27

Зачем «американский ястреб» летит на территорию войны

17 октября 2018, 05:23
Чем будет угрожать советник президента США по нацбезопасности Джон Болтон Азербайджану, Армении и Грузии и чего станет добиваться от Москвы?

Советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон анонсировал свой визит в Россию и государства Южного Кавказа на двадцатые числа текущего месяца. В своем Твиттере он написал о темах переговоров с руководством всех четырех стран, а в интервью — дал оценку «поведению» Китая и озвучил угрозы в адрес тех, кто пытается обойти санкции США против Ирана. Словом, Болтон, слывущий самым «ненасытным» американским «ястребом», в преддверии своего восточного турне жестко расставил акценты. Но деталей, касающихся целей визитов, не раскрыл. Между тем «дьявол» кроется именно в них.

Не станем демонизировать фигуру Болтона — он делает это сам. Ярый сторонник разрыва ядерного соглашения с Ираном, считающий самым подходящим вариантом «бомбовый удар» по этой стране, едет, по его же информации, в Россию и на Южный Кавказ для «продвижения американских интересов и широкого обсуждения вопросов безопасности». А значит, как минимум в целях ужесточения позиций в отношении Ирана, Турции и Сирии. Напомним, первые две страны, вместе с Россией, выступают главными гарантами в сирийском урегулировании.

Отговорить Россию сотрудничать с этими странами ему не удастся, а вот на Тбилиси, Ереван и Баку, которые стараются дистанцироваться от крайне напряженных отношений Вашингтона с Тегераном, можно сильно поднажать. В настоящее время санкции Вашингтона за «лояльное» отношение и сотрудничество государств Южного Кавказа с Ираном не введены. Но Вашингтон, как известно, не терпит неподчинения, поэтому исключить, пусть завуалированной, но угрожающей риторики в Тбилиси, Баку и Ереване, нельзя. Собственно, посол США в Армении уже закинул «мягкую удочку» — рекомендовал местному бизнесу «консультироваться» с американским посольством на предмет сотрудничества с ИРИ. Но, видимо, армяне на это пока не клюнули. Так что не случайно Болтон обмолвился, что страны, игнорирующие меры, принятые США против Ирана, не должны иметь иллюзий, что американские санкции их не коснутся.

Что же делать Армении — раздружиться с соседним Ираном, который сильно смягчил для нее блокадные условия существования? Кроме того, стороны связывают серьезные торгово-предпринимательские отношения. И как же Карабах, в ситуации вокруг которого Ереван рассчитывает на поддержку Тегерана? Или Азербайджану раздружиться с Ираном, в котором проживает огромное количество этнических азербайджанцев? И вообще отношения между двумя соседними странами наконец-то стали приобретать стабильный и деловой характер, в том числе, в контексте геополитики. Вдобавок к этому Азербайджан и Иран, вместе с Россией, заняты реализацией проекта строительства международного транспортного коридора «Север — Юг», по которому грузы из Индии и стран Персидского залива смогут быстро и сравнительно недорого поставляться в РФ и Северную Европу.

Менее прочные узы связывают с Ираном Грузию, однако вопрос политической этики, особенно в таком сенситивном регионе, как Южный Кавказ, граничащем с Ближним Востоком, игнорировать тоже не стоит, несмотря на то, что американцы обещают Тбилиси содействие для вступления в НАТО, помогают строительству армии и т. д. Но что если США попытаются использовать сотрудничество с Грузией для введения своих кораблей в Черное море — с целью устрашения ИРИ или войны с ней?

Кроме того, не исключено, что Болтон поднимет вопрос взаимоотношений Азербайджана с Турцией, а это будет очень серьезным ударом и по Тбилиси, и по Баку: фактически речь сейчас идет о судьбе стратегических, союзнических, товарно-денежных и энергетических отношений этих двух стран с Анкарой. Их прекращение может означать только одно: крах практически всех сфер деятельности Южного Кавказа в целом. И если Армения получит некоторое удовольствие от отдаления Баку и Тбилиси от Анкары, то оно будет испорчено тем, что Болтон почти наверняка станет настаивать на отказе армян участвовать, совместно с российскими специалистами, в гуманитарной операции в Сирии. Если Болтон сумеет отговорить Армению от этого шага, Москва разозлится не на шутку — она и без того недовольна непоследовательным и провокационным поведением Еревана как во внутренней, так и во внешней политике, ставящей под угрозу российско-армянские союзнические отношения.

С другой стороны, Болтон может избрать иную тактику и «накинуть флер» на свой визит на Южный Кавказ, придав ему характер зондирования почвы на предмет использования государств региона в большой геополитической игре с Россией в условиях ослабления позиций Вашингтона в Турции и Сирии. В этом плане самой «перспективной» страной для США может оказаться Армения — единственный в регионе член ОДКБ и Евразийского экономического союза, однако едва ли не самый для них ненадежный, а потому представляющий для американцев определенный интерес. А вот самым сложным и несговорчивым видится Азербайджан — в первую очередь, в силу его самодостаточности, умения постоять за себя и отстаивать собственные национальные интересы на любой международной площадке.

Во-вторых, ходят слухи, что Баку может «снюхаться» с ОДКБ и ЕАЭС, чего Вашингтон допустить никак не может. В-третьих, Азербайджан соседствует и с Россией, и с Ираном, но вот превратить его в плацдарм действий против ИРИ и РФ так и не удалось. Равно как и в проходной двор для американских военных. Может статься, у американцев еще осталась надежда, что после того, как Казахстан предоставил им свои порты на Каспии для транзита грузов в Афганистан, дело, в несколько ином ключе «безопасности» и «гуманитарной сферы», сладится и с Азербайджаном? А там, гляди, перекинется и на его углеводородные богатства и «ущемление прав человека» — ведь именно с «защиты» этих самых «прав» американцы сумели подгрести под себя не одну страну, предварительно ее разорив.

Отметим, что увереннее всего Болтон будет чувствовать себя в Грузии — отношения между двумя странами обозначены как «стратегические» и вопросов не вызывают. Разве что у России. Маленькая и бедная подчиняется большой и богатой, и точка. Когда стало известно о том, что Болтон собрался в Тбилиси, министр иностранных дел Грузии Давид Залкалиани заявил, что визит этот послужит укреплению стратегического партнерства между двумя странами в разных сферах — обороны, безопасности, экономики. По его словам, стороны обсудят вызовы, перед которыми стоит регион, и вопросы большей включенности США в соответствующие процессы. По мнению министра, визит Болтона подтверждает, что в повестке дня администрации США вопросы безопасности Грузии и Южного Кавказа в целом занимают важное место. И вообще грузино-американское партнерство находится на «беспрецедентно высоком уровне».

Правда, тут стоит вспомнить, что написал сам Болтон — о «продвижении интересов США». Но как быть Грузии, если американские интересы могут войти в клинч с собственно грузинскими? А такое вполне возможно — включая сферу безопасности в контексте «российского фактора». В общем, неизвестно еще, чем обернется визит Болтона в Тбилиси: уж ни мучительным ли выбором между интересами «стратегического партнера» и соседей по региону. К примеру, тех же Турции и Азербайджана, от «милости» которых Грузия зависит весьма сильно. Ну, а «интересы России» — их мы опустим, «клубок» этот сильно запутан.

Но Болтон посетит и Россию, и тут разобраться — с какой целью — проще. В одном из своих интервью он сообщил, что питает надежду на продолжение диалога между Москвой и Вашингтоном. Напомним, президенты России и США встречались летом в Хельсинки. Кроме того, в преддверии визита в Москву уже известно, что «визави» американского советника будет секретарь Совета безопасности Николай Патрушев и, возможно, глава МИД Сергей Лавров. Болтон «мягко стелил»: признал, что в Вашингтоне больше не видят попыток «вмешательства» России в выборы в США. Тем не менее, отметил он, «проблем и разногласий» между сторонами достаточно. То есть поле для достижения прогресса в двусторонних отношениях еще обширное.

Словом, надо полагать, что, скорее всего, Болтон едет в Москву для подготовки новой встречи Трампа и Путина и решения текущих вопросов, от которых во многом зависит исход встречи президентов. А это — Сирия, Иран, Турция не без проекции на Южный Кавказ; возможно, Украина; торг по российско-американским договоренностям в области контроля над вооружениями.

Но все же Сирия — это ключевой момент. Оставив в стороне псевдополитические упреки и глупости (их в российско-американских отношения было уже предостаточно), Болтон, скорее, «попросит» Россию отказаться от комплексной защиты сирийских военных от любых воздушных атак. Вопрос — в обмен на что? Может, на частичное снятие санкций и изменение тона в отношении России, который вредит уже самим США. Не исключено также, что на тематике визита отразится и ухудшение отношений между Вашингтоном и Пекином, и от Москвы потребуется хотя бы «взвешенная позиция» в этом вопросе.

В любом случае, похоже на то, что США пытаются сузить для себя «территорию войны», или частично перенести ее на другое направление. Скорыми видимые «всходы» восточного турне Болтона не будут: после Москвы он отправится в республики Южного Кавказа, граничащие с Ираном и Турцией, и имеющие конкретный геополитический и военный интерес для США. Многое будет зависеть от того, на что их удастся уговорить, а на что — нет.

Ирина Джорбенадзе