Posted 31 октября 2018,, 12:17

Published 31 октября 2018,, 12:17

Modified 30 марта, 18:19

Updated 30 марта, 18:19

Демпартия США вынуждена ставить на битое

31 октября 2018, 12:17
Похоже, дело идет к тому, что Дональд Трамп останется на второй срок, так что после 2020 года Кремлю не стоит рассчитывать на изменение политики Белого дома.

Всего несколько дней осталось до важных промежуточных выборов в Соединенных Штатах, на которых находящаяся в оппозиции к президенту-республиканцу Демократическая партия надеется получить большинство в Конгрессе — как в Палате представителей, так и в Сенате. Если это произойдет, действующий глава государства Дональд Трамп окажется под мощным давлением оппонентов, возможно, вплоть до попытки объявить ему импичмент.

Однако даже отстранив нынешнего президента, но не лишив его права баллотироваться вновь, демократы вряд ли решат задачу захвата власти. Дело в том, что у них просто нет сейчас кандидатов, которые могли бы помериться с Дональдом Трампом харизмой, а значит и шансам на успех на выборах.

Сложилась ситуация, обратная той, что была перед президентскими выборами 2016 года. Тогда у Демпартии был фактически безальтернативный лидер — Хиллари Клинтон, и мало кто в мире сомневался, что кандидатом от этой партии, а затем и президентом будет избрана именно она.

Да, харизматичный социалист-популист сенатор Берни Сандерс смог создать для Клинтон заметные проблемы в ходе внутрипартийных праймериз. Но верхушка демократов была всецело за Хиллари, а заметная особенность этой партии (кстати, довольно плохо соотносящаяся с ее названием), заключается в том, что решение съезда о выдвижении кандидата в президенты в итоге зависит от позиции так называемых «суперделегатов», как раз к этой верхушке и принадлежащих. И хотя Сандерс в ходе праймериз «взял» 21 штат, а Хиллари — 29, из 715 суперделегатов подавляющее большинство — 547 поддержали «правильного партийного кандидата».

У республиканцев четыре года назад предсказуемого лидера и близко не было. В числе множества вероятных претендентов на Белый дом до начала праймериз чаще всего называли сенаторов Теда Круза и Рэнда Пола, а также Джеба Буша — брата и сына двух экс-президентов из династии Бушей. Но далеко не только их. Трампа никто не ждал, и когда он ворвался в предвыборную гонку и начал одного за другим выбивать из нее именитых республиканцев, это стало главной мировой сенсацией.

Теперь все иначе. У республиканцев есть действующий президент, который намерен идти на второй срок, и партия тут никак не сможет отказать ему в поддержке, как бы кто из ее истеблишмента как бы ни был Трампом недоволен.

А вот у демократов с одной стороны, кадровый голод, а с другой — вариантов масса. Достаточно сказать, что активно принимать участие в выборах намерен уже не только экс-президент Барак Обама, который и выдвинул бы свою кандидатуру, да не имеет на это законного права, отработав на посту главы государства два срока. Не останется в стороне от борьбы и Хиллари Клинтон. В одном из интервью, она даже допустила якобы возможность своего в них участия.

Это, конечно, вольная интерпретация слов бывшего кандидата от Демократической партии — прямо ничего подобного Клинтон не говорила. Но уже сам факт возникновения такой интерпретации свидетельствует о том, что у демократов налицо кризис кандидатов. 71-летнюю Хиллари никто бы не стал «записывать» в число потенциальных претендентов на пост президента в 2020 году, если бы у Демпартии был один или даже несколько очевидных фаворитов (хотя, нельзя забывать, что она все же на полтора года младше Трампа).

Партия в очевидном разладе. Едва ли не самый популярный сегодня демократ — Берни Сандерс. У сенатора сохранилось ядро активной поддержки, его готовы поддержать многие беспартийные избиратели, как очередного яркого популиста. Однако на победу на всеобщих выборах, как считается, ему рассчитывать вряд ли приходится. Все же большая часть популистски настроенного электората уверенно голосует за Дональда Трампа. На голоса же «консервативных демократов» и «либеральных республиканцев» Сандерс, скорее всего, рассчитывать не может.

К тому же, Санддерсу уже 77 лет, в год выборов будет 79, а если учесть, что кандидат в президенты США вправе рассчитывать на два президентских срока, то к концу гипотетической каденции Сандерса ему стукнет аж 87. Для справки, до сих пор самым пожилым действующим президентом США был Рональд Рейган — в конце второго срока ему исполнилось 77 лет ( как сейчас потенциальному только еще лишь кандидату Сандерсу).

Есть еще, правда, экс-мэр Нью-Йорка 76-летний Майкл Блумберг, который в октябре 2018 года неожиданно вернулся в стан демократов. Сразу же пошли слухи, что он решил повторить путь Дональда Трампа в Республиканской партии. Вступить, покорить партию и затем избраться от нее в президенты. За неимением лучших вариантов, о том, что Блумберг хочет выдвигаться написали почти все заметные американские медиа.

Конечно, как говорится, на безрыбье и рак — рыба, но на выборах этот принцип работает только в случае, если они безальтернативны, как в Советском Союзе. В ситуации же когда любому из демократических кандидатов наверняка придется бороться за пост главы государства с Дональдом Трампом очевидно, что шансы каждого в отдельности, с поддержкой или без поддержки Барака Обамы выглядят как очень слабые.

Экономика США растет и если новый мировой кризис, о приближении которого говорят эксперты, по американцам не ударит, они практически наверняка выберут снова именно Дональда Трампа вместе с его антимигрантской риторикой, экономическим протекционизмом и агрессивной внешней политикой, не признающей наличие у США союзников, ради которых можно отказаться от собственной выгоды.

Так что всем союзникам, партнерам и противникам Соединенных Штатов явно стоит готовиться к еще одной четырехлетке с Дональдом Трампом. А мир и война по-прежнему будут зависеть от того, что он напишет в Twitter.

Иван Преображенский