Posted 7 ноября 2018,, 06:53

Published 7 ноября 2018,, 06:53

Modified 31 января, 21:16

Updated 31 января, 21:16

Русские на Западе

7 ноября 2018, 06:53
Так была обозначена тема XXIII Международной конференции «Балтийский форум», прошедшей в латвийской Юрмале. Также в ее рамках состоялся «Диалог Россия — США».

Таким образом, в Европе сегодня сосуществуют два «русских мира»: «советский» 1990-х и постсоветский 2000-х. Их культурные корни во многом общие, а вот политические характеристики совершенно различны. Популизм, евроскептицизм, ксенофобия порождаются столкновением советских ценностей и современных европейских реалий. Эти настроения возникают не на пустом месте, они порождаются пороками существующего политического и социально-экономического устройства. Эмиграция 2000-х — это «Европа, покидающая Россию», это серьезный вызов для российского будущего, полагает Юргенс, Европу же она может лишь укрепить — если только не будет приниматься в штыки.

Посол России в Латвии Евгений Лукьянов подчеркнул, что не совсем согласен с заявленной темой дискуссии — «Русские на Западе». По его мнению, вернее было бы сказать: «Русские вне России». Дипломат отметил, что во всем мире человека из России, вне зависимости от его национальности, называют русским. «Этот очень интересный феномен, который, на мой взгляд, является признанием влияния русской культуры, языка, традиций, что в совокупности формирует человека, который считает себя принадлежащим к русскому миру», — сказал он.

По его словам, на территории ЕС уже десятилетиями, а в некоторых случаях и столетиями проживают русские и русскоязычные, которые являются гражданами стран-членов сообщества. Но и «большое число российских граждан, живущих в ЕС, не является чем-то новым в глобальном мире». «Нет никаких признаков, чтобы бояться, что ЕС или какая-то отдельная страна ЕС не сможет с этим справиться», — считает он.

Ушаков также считает проживающих на Западе русских ценным «активом». «Я думаю, что даже в Латвии, где мы сталкиваемся в определенные политические моменты с разыгрыванием этнической, национальной или языковой карты, и здесь мы своими собственными силами любые вопросы сможем решить. Наличие сотен тысяч граждан РФ, которые живут постоянно на территории ЕС, миллионов русскоязычных граждан европейских стран — это действительно тот актив, который дает нам надежду с уверенностью смотреть в будущее», — подчеркнул он.

Делать бизнес, а не готовить войну

Во второй части форума шла речь о том, какой вырисовывается постконфликтная архитектура в отношениях России и Америки. Конфликт очевиден и многогранен, набирает обороты и ширится. Нет согласия ни в причинах, нет желания понимать «партнера — противника». Конфликт активно эксплуатируется во внутренней политике. Вследствие чего — сам гипотетический диалог обречен на противодействие общества в США и России, а также в странах союзниках.

Все это, и другие «инновации» в эпоху быстрого распространения сказанного — толкает участников конфликта к преодолению границы гибридности и перейти к войне всеми средствами. Что после? Как предотвратить? Как и на чем строить оазисы — платформы преодоления недоверия? Такие вопросы поднимались в выступлениях экспертов, отметивших реальную угрозу ядерной войны. Три пункта взаимной повестки единодушно признали все участники конференции: Донбасс, Сирия и договоры о предотвращении гонки вооружений.

Стержневой договор о нераспространении ядерного оружия истекает в 2019 году. Если он не будет перезаключен, то, как минимум, шесть стран мира сразу или постепенно обзаведутся ядерными дубинками. «Это Турция, Израиль, Саудовская Аравия, Иран, Южная Корея и Япония, — пояснил академик, директор Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Александр Дынкин. — Все они граничат с Россией. Развал стратегических договоров — огромная проблема, а времени на переговоры не осталось».

С академиком согласна его коллега, руководитель европейских исследований ИМЭМО Надежда Арбатова. «Выход из договора не увеличивает безопасность страны, которая ломает договор. Выход США из договора по ПРО развязал руки Северной Корее. Учитывая, что у нас нет договоренности с США о сохранности ядерных материалов, можно прогнозировать их утечку в руки террористов», — прогнозирует Арбатова.