Posted 22 ноября 2018,, 14:15

Published 22 ноября 2018,, 14:15

Modified 30 марта, 18:08

Updated 30 марта, 18:08

В Евросоюзе нет единства

22 ноября 2018, 14:15
Угрозы Брюсселя наказать Италию за слишком вольную бюджетную политику едва ли осуществимы.

Еврокомиссия выступила против проекта бюджета Италии на 2019 год, который Рим уже один раз дорабатывал по требованию Брюсселя из-за несоответствия первоначального документа нормам ЕС. По словам еврокомиссара по финансовым и экономическим вопросам Пьера Московиси, уже в ближайшее время Еврокомиссия может запустить санкционную процедуру против Италии. Рим, по его мнению, «не соблюдает критерии, в связи с чем процедура оправданна». Правда, для того, чтобы санкции все же были введены, страны-члены ЕС должны «в течение двух недель сказать, согласны они с оценкой Еврокомиссии или нет». Только после этого Еврокомиссия сможет запустить санкционную процедуру и еще раз сформулировать требования к Италии — как именно она обязана изменить свой бюджет.

Впрочем, скорее всего, такой возможности еврокомиссарам не представится. Вряд ли все страны-члены Евросоюза поддержат предложение Брюсселя. Во-первых, ранее Еврокомиссия уже шла на уступки Франции, которая превышала допустимый внутри ЕС бюджетный дефицит и ее все же не штрафовали и санкций не вводили. То есть в случае с Италией речь могла бы идти о политике двойных стандартов.

Во-вторых, это не первая страна, против которой Брюссель хотел бы ввести санкции. Образуется в итоге своеобразный клуб нарушителей норм и правил Евросоюза, которые склонны поддерживать друг друга. Все, кто оказывается под ударом, даже теоретически не готовы поддерживать никакие санкции, даже самые обоснованные, считая, что так откроют ящик Пандоры и позволят Еврокомиссии свободно штрафовать, лишать дотаций и принуждать к изменению законодательства любые государства и по любому поводу.

Речь, в частности, о Венгрии, введение санкций против которой предварительно одобрил в этом году Европарламент. У этой страны проблемы не в области экономики — венгров во главе с их почти уже бессменным премьером Виктором Орбаном ругают за фактическую ликвидацию Конституционного суда как института, давление на НКО, принятие законов, нарушающих права человека и уничтожение независимой прессы. Схожая ситуация с Польшей — ее Евросоюз считает виновной в уничтожении независимости судов, разрушение властями общественных медиа и принятие других, противоречащих нормам и ценностям ЕС законов.

При этом когда речь зашла о введении санкций против Венгрии, сразу нашлось немало стран, которые категорически не хотят ее наказывать. Это отнюдь не только Польша, но также, например, Чехия, Австрия и Словакия.

В нынешнем положении, когда в ЕС разброд и шатание, все больше стран Евросоюза могут примерить на себя робу «осужденного» Брюсселем за те или иные преступления против «общих ценностей». В этот список недавно угодил, например, даже один из старейших членов ЕС, входивший еще в такое доевросоюзовское объединение, как Бенилюкс: Голландия. На предложение президента Франции Эммануэля Макрона срочно начать строительство единой евросоюзной армии Нидерланды ответили категорическим отказом. По мнению их властей, основой безопасности в Европе остается НАТО, а значит и США. Нет никакого смысла дублировать функции или искать дополнительной независимости. Что логично, потому что для Нидерландов, обладающих сегодня очень небольшой и маломощной армией, появление вооруженных сил ЕС означает, что, кроме как за НАТО, им придется платить еще и за содержание новых войск.

Причем командовать в европейской армии, естественно, будут не голландцы, а французы с немцами. Мало того, они перенесут на плечи соседей и часть своих нынешних расходов, например, гигантские траты Франции на поддержание и укрепление ядерного потенциала, который после ухода из Евросоюза Великобритании останется только у Парижа.

Кстати, Брексит, то есть британский выход из ЕС, — это еще одна дестабилизирующая тема. Англичане никак не могут окончательно договориться с Испанией относительно Гибралтара, с Ирландией — по границе с британским Ольстером (Северной Ирландией), хотя вроде бы, наконец, нашли общий язык с остальными членами ЕС по будущему таможенному и визовому режиму. Причем постоянно сохраняется риск отставки правительства Терезы Мэй и новых выборов в Великобритании, что будет означать и новые, с ноля, переговоры с Евросоюзом.

На этом фоне попытки призвать к порядку Италию выглядят не очень убедительно. Скорее всего, и в этот раз Евросоюз не рискнет подвергать санкционному давлению одного из входящих в его состав членов. В случае с Польшей или Венгрией пока все ограничится «серьезными угрозами». И это, надо заметить, вряд ли будет полезно для ЕС, потому что непоследовательное чередование угроз и «пряников» только еще больше подтачивает европейское единство.

Иван Преображенский