Posted 3 декабря 2018,, 08:30

Published 3 декабря 2018,, 08:30

Modified 30 марта, 18:02

Updated 30 марта, 18:02

Стоп, Россия!

3 декабря 2018, 08:30
На Украине отнеслись к действиям Порошенко при введении военного положения по-разному. Но совершенно точно, что симпатий к РФ и лично Путину сложившаяся ситуация не добавила.

Если сказать, что всю последнюю неделю на Украине обсуждали только «морской наезд» россиян и военное положение, — это на 99% правда. Даже дрались в прямом эфире. Заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий Юрий Грымчак повел себя агрессивно в политическом ток-шоу «Народ против» телеканала ZIK. Такое поведение спровоцировали «антипорошенковские» высказывания депутата Верховной рады Евгения Мураева о инциденте в Керченском проливе. Грымчак назвал его «малороссом», «падлюкой», а затем пнул стойку, за которой тот стоял. Она упала на Мураева, не причинив ему особого вреда.

Меньше всего, пожалуй, на Украине обеспокоились запретом на въезд в страну мужчин-россиян. «По барабану» — запретили и запретили, смешно было бы, если бы при введении военного положения было бы иначе. Тем более, что это всего на месяц — «Укрзалiзниця» полным ходом продает билеты в РФ и обратно на январь. Неудобно, конечно, но это дело частное, меркнущее на фоне проблем государственных, более важных и до конца непонятных своим истинным происхождением и последствиями.

Возможно, реакция была бы более острой, если бы украинцы, часто посещающие Россию, опасались зеркальных мер. Однако в который раз «с той стороны» во время обострения отношений звучат успокаивающие утверждения, что ответных «репрессий» не будет. А сам конфликт в районе Керченского пролива, арест трех украинских военных судов и 24 моряков, приведшие к объявлению военного положения в десяти областях на 30 дней не получил однозначной оценки ни у местных политиков, ни у населения.

«Многовекторность» предположений и догадок еще сильнее разделила и так не очень сплоченное общество. Живописуют депутаты, упражняются в предсказаниях многочисленные эксперты, включают фантазию доморощенные аналитики. Лишь президентская команда со своим главнокомандующим категоричны — Россия готовит полномасштабную войну, Украину срочно нужно спасать. Порошенко ультимативно пытается доказать своим гражданам и всему миру обоснованность необходимости ВП (не путать с инициалами российского президента) не менее убедительно, чем он в предыдущие три года, в более острых для страны ситуациях, доказывал, почему именно нельзя его вводить. Главный вопрос, терзающий жителей Украины, можно сформулировать следующим образом: военное положение — защита интересов Украины или что? Вот этих «или» чрезвычайно много, выделим несколько основных.

Президентство во что бы то ни стало. Порошенко, исчерпав все законные методы, пытается продлить свое правление любой ценой и отменить выборы, так как — чем ближе к ним, тем яснее становится — ему не светит. Как бы не хотелось еще раз «мусолить» давно прилипшую к зубам тему — она остается самой распространенной и настолько популярной, что даже центральные, не страдающие ранее предвзятостью к президенту украинские издания, активно публикуют рассуждения на эту тему. Тут все предельно ясно и примитивно: гаранту нечем крыть, успехи кончились, козыри тоже. В красивую картинку светлого независимого будущего народ больше не верит. Цифры, сколько их не переставляй местами, кричат о падении экономики. Международные рейтинги признают Украину беднейшей страной Европы, каковой она стала при Порошенко. Уровень патриотизма падает, идти на фронт все меньше желающих, призывники бегают от военкомов. Население, привыкшее к автономной жизни от власти, спасаясь от тоски и бедности, решило заботиться о личных интересах чуть больше, чем о призрачных национальных. Версия не нуждается в иллюстрации цитатами — на эту тему не выражался только ленивый по обе стороны российско-украинской границы.

Россия действительно готовит вторжение. Второе «или» однозначно в поддержку Порошенко. И раньше критикам Петра Алексеевича, откровенно его не любившим, несогласным с его политикой, это не мешало считать РФ агрессором. А после заявлений президента о сосредоточении более 80 тысяч российских военных на границе с Украиной — таких стало еще больше. В субботу на церемонии передачи Вооруженным силам новой техники Порошенко сказал, что российская группировка также включает в себя около 1400 артиллерийских установок и реактивных систем залпового огня, 900 танков, 2300 боевых бронированных машин, более 500 самолетов и 300 вертолетов. По словам Порошенко, в акваториях Черного, Азовского и Эгейского морей находятся более 80 российских военных кораблей и 8 подводных лодок. Проверить достоверность этих утверждений нет возможности, но и опровергать их сложно, к тому же — непатриотично. Факты агрессии (а надо признать, что большинство и экспертов, и простых украинцев употребляют это слово без кавычек) со стороны РФ и до инцидента в Азове было отрицать глупо, так чем черт не шутит — вдруг «загнанный санкциями зверь» решился на отчаянный шаг?

Именно подобными соображениями, видимо, руководствовались депутаты Рады, когда давали «добро» на введение ВП. Вроде бы и есть сомнения, и есть желание уличить президента в корыстных целях, но как воспримет электорат? По сути, голос против военного положения — это голос в защиту России. В результате, хоть и с проволочками, скандалами и оговорками, депутаты угодили в ловушку Порошенко и, побоявшись обвинений в «зраде», дали аж 276 голосов при необходимом минимуме 226. Лишь 30 народных избранников решились выразить несогласие с ВП, один воздержался, 27 присутствующих не участвовали в голосовании. Хотя если «всех сосчитать», то получается, что еще приблизительно 80 человек куда-то «делись», вовсе не пожелав явиться в Раду для обсуждения столь важного вопроса. Почти как Троцкий сто лет назад: «ни мира, ни войны», только что «армию не распустим».

«Тут и говорить не о чем, однозначно нужно было вводить военное положение. Россия хамски неправа в проливе и даже перестала маскироваться под „ихтамнет“. Смеются над нами откровенно, — излагает „Росбалту“ свою позицию активист партии „Свобода“ Сергей Воробьев. — Сейчас нужно ввязываться в бой, давать отпор, чтобы международное сообщество видело — мы не сидим сложа руки, а сражаемся, несмотря на разницу в силах. Тогда, вероятно, нам помогут». Опасения, что Порошенко (которого, вообще-то, идейные националисты терпеть не могут) не захочет проводить выборы в срок, Сергей считает преувеличенными. Вот если это действительно произойдет, то лишь тогда нужно будет «бунтовать» против него. Сейчас же первая задача — дать отпор РФ и привлечь помощь извне. Впрочем, не все поддерживают подобный подход, мнения разделились.

Конфликт спровоцировала Украина. Преднамеренно. Именно эту, менее распространенную версию озвучил депутат Мураев в телеэфире. «В этом конфликте была не заинтересована Российская Федерация. Благодаря инциденту, я думаю, была достигнута одна из целей, — сорвалась встреча президентов Соединенных Штатов и России на саммите G20», — сказал он.

Согласно предположениям некоторых экспертов, очень похоже, что с ведома и по наущению, точно непонятно кого, но, вероятней всего, спецслужб США, Порошенко, получив заверения в поддержке Запада, осознанно пошел на провокацию. Россиян троллили до тех пор, пока у них «шторка не упала», и они необдуманно ринулись наказывать нарушителей (с их точки зрения) границы. В теории подобный расклад вполне вероятен, и во многих ракурсах выгоден Украине, при условии, что на Западе безоговорочно примут ее сторону. Слабым звеном в этой версии является неорганизованность, несогласованность действий и невыдержанность российских военных. Если так важно было не поддаваться на провокацию — почему так легко «взорвались»? Зачем стреляли вообще, а тем более — так далеко от Керченского моста?

В целесообразности введения ВП позволили себе усомниться некоторые украинские политики. Три экс-президента — Кравчук, Кучма, Ющенко — собрали пресс-конференцию, на которой осторожно предположили, что лучше бы вопрос решать дипломатическим путем, и подобный шаг может иметь серьезные не только политические, но и экономические последствия. Однако их рекомендации не носили категорически настоятельного характера. Складывалось впечатление, что все их рассуждения были лишь для того, чтобы потом напомнить: «А ведь мы предупреждали!»

Повод позлорадствовать у бывших президентов появился сразу же после новостей из Верховной рады, поддержавшей Порошенко. Котировки еврооблигаций и других ликвидных акций Украины резко упали. Также слегка просела гривна. Виктор Ющенко подверг критике действия нынешнего руководства страны, как мешающие созданию благоприятного инвестиционного климата. Он напомнил в эфире телеканала «Прямой», что во времена его президентства в Украину заходило около 800 млрд гривен в месяц. Сегодня такую же сумму вкладывают в Украину за год.

Однако при всем при этом, если россияне думают, что на Украине за развязанный конфликт Порошенко ругают больше, чем Путина, то зря. К Петру Алексеевичу у граждан свои претензии, и немалые, но это «внутрисемейные разборки», на фоне которых Владимир Владимирович все равно выглядит абсолютным злом и угрозой государственности Украины. Даже в той части общества, что выступала за сохранение дружеских отношений с РФ отмечают: чем дольше длится конфликт, тем «меньше» становится их страна. Сначала отвалился Крым, потом Донбасс. Затем, без украинского согласия, построили мост, а теперь фактически лишили судоходности Азов. Даже те, кто «родом из СССР», по привычке не любят «Америку», не доверяет ей, но допускают, что не будь у Украины за спиной поддержки Запада — РФ еще в 2014 году увеличилась бы в размерах ровно на площадь Украины.

Ну, а сегодня люди пытаются разобраться в новых ощущениях, понять, что это такое — военное положение. Страна, несмотря на то, что уже не один раз была к нему близка, попала в него впервые. Опыта нет, страшилок много. Но пока особо ничего не изменилось. Порошенко клятвенно обещал, что все пройдет «комфортно», без ущемления конституционных прав. Хотя, по мнению многих, лучше бы не обещал — именно это и волнует.

Да, говорят о потерях доходов от туризма, поклонники Гребенщикова расстроены отменой его тура по Украине, смакуют стишки Шнура, передают комические сплетни, что группы людей в военной форме пытались отобрать у подростков смартфоны последних моделей в пользу армии — даже расписку предлагали. Но пули не свистят, снаряды не рвутся — и слава богу. Может быть, обойдется, и вся эта затея только хитрый и временный маневр на пользу стране? Однако прогнозировать что-либо рано, военное положение только вступило в силу и пугает тем, что может продлиться дольше обещанного. О том, что всколыхнули угрозу большой войны, и думать не хочется.

Валентин Корж, Днепр, Украина