Posted 16 декабря 2018,, 09:05

Published 16 декабря 2018,, 09:05

Modified 31 января, 21:38

Updated 31 января, 21:38

Киев порвал с Москвой навсегда?

16 декабря 2018, 09:05
Епископ УПЦ КП Епифаний возглавил новосозданную «единую поместную церковь Украины». В РПЦ считают, что значение произошедшего «ничтожно».

Украинские верующие (считающие себя независимыми «от Москвы») превратили минувшую субботу в свой праздник — хотя он и ограничился Софийской площадью возле храма Святой Софии в Киеве. 15 декабря там прошел Объединительный собор православных церквей, в ходе которого была создана (кто-то может, сказать, что «так называемая») Поместная автокефальная Украинская православная церковь и избран ее предстоятель.

На Соборе, кроме иерархов трех ветвей украинского православия, присутствовали президент Украины Петр Порошенко, спикер Верховной рады Андрей Парубий и представитель Вселенского патриарха митрополит Галльский Эммануил — он председательствовал на мероприятии.

В качестве делегатов Собора на него собрались не только церковные иерархи, но и «рядовые» священники и миряне. Они представляли три церкви, на которые до сих пор были расколоты православные на Украине — Украинскую православную церковь Киевского патриархата, Украинскую автокефальную православную церковь и (отчасти) Украинскую православную Церковь московского Патриархата.

Всего в соборе приняли участие 190 человек. Больше всего представителей УПЦ КП: 42 архиерея и с ними по одному священнику и мирянину — всего 126 делегатов. Каждый епископ УПЦ МП также пришел со священником и мирянином, итого — 30 человек. Украинская автокефальная православная церковь подтвердила участие 12 епископов, всего — 36 делегатов).

В своем выступлении непосредственно перед началом Объединительного архиерейского собора в Киеве Петр Порошенко сказал: «Я обращаюсь непосредственно ко всем вам участники собора, к иерархам церквей. Это колоссальная ответственность, которая в эти часы ждет именно вас. Государство сделало все, что могло. Теперь именно от вас зависит будущее Украины, будущее нашей нации, наша государственная и духовная независимость».

Сам Собор прямо в день его проведения сопровождался изрядной путаницей и кучей всевозможных слухов. Сперва было непонятно, сколько на нем будет представителей УПЦ МП. Накануне упоминали несколько десятков человек, потом вдруг оказалось, что в качестве участников зарегистрировались только два иерарха: митрополит Винницкий и Барский Симеон (Шостацкий) и митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр (Драбинко). Однако уже на Соборе вдруг было объявлено, что 15 епископов УПЦ МП подписали верительные грамоты митрополиту Симеону, которыми они уполномочили его голосовать от своего имени.

В СМИ тем временем гуляли самые дикие слухи. По одним, некие пророссийские боевики силой вывозили из Украины иерархов УПЦ МП, собиравшихся принять участие в Соборе. По другим, ровно противоположным, те же иерархи сами пытались уехать из Украины, а силовики их заворачивали и сопровождали на Собор.

Также вдруг прошел слух, что открытие Собора перенесли на вторую половину дня, так как ждут Вселенского патриарха Варфоломея. До этого, правда, никакой официальной информации о его визите в Киев не было. Однако потом стало известно, что перед началом собора УПЦ КП и УАПЦ приняли решение о самороспуске. Именно поэтому начало собора затянулось.

В засыпанном снегом Киеве в день Собора Софийская площадь стала своего рода временным центром города. Сперва там прошел митинг, на котором выступили политики и общественные деятели, затем начался концерт — пока на собор прибывали церковные иерархи.

В какой-то момент с периметра Софийской площади сняли оцепление, и приехавший Пётр Порошенко прошел через толпу людей в сопровождении лишь нескольких охранников. Он поприветствовал собравшихся, после чего зашел в Софийский собор через центральный вход, в то время как делегаты Объединеного собора попадали на территорию через боковой.

Толпа приветствовала украинского президента (вроде бы, непопулярного) радостными возгласами. Так что сегодня украинские православные — те, кто поддержал создание поместной украинской церкви (а это, что бы кто ни говорил, все же большинство верующих) — пожалуй, самые преданные сторонники Петра Порошенко.

Далее последовали классические народные гуляния, с шашлыками и колбасками, обязательным на морозе глинтвейном. Прямо на площади были оборудованы многочисленные туалеты и специальные палатки — пункты обогрева. Было много священников, полиции и «прохожих в штатском», просто верующих с иконами и флагами, торговцев церковной литературой.

В Киеве в тот день в районе проведения Собора службу в усиленном варианте несли более 4000 правоохранителей — полицейские и нацгвардейцы. Если возле Софии Киевской силовики еще не особо бросались в глаза, то центр города ими был полон — по дороге к Софийской площади взгляд то и дело натыкался на людей в камуфляже и с автоматами.

«Сегодня происходит то, чего мы еще несколько лет назад и ожидать не могли. Нас в семинарии когда-то учили, что за тысячу лет истории православия появилось всего 14 поместных церквей, и еще тысячу лет ни одной может не появиться, так как нужды в этом нет, — сказал на площади корреспонденту „Росбалта“ священник из Новониколаевки (Запорожская область), отец Михаил. — Я приехал сюда со своими прихожанами. Мы изначально относились к УПЦ МП, но в 2015-м перешли в УПЦ КП, потому что видели, что происходит в стране. Для нас это было просто проявлением патриотизма. А сегодня мы получаем свою церковь, и для нас это праздник».

Действительно, значительную часть присутствовавших на площади составляли приезжие. Десятки автобусов, которые еще ночью привезли верующих из самых разных областей Украины, стояли там же, на площади. Киевляне приходили на Софийскую площадь не с утра (начало Собора было назначено на 9.00), а позже, сменяя понемногу растекавшихся по центру города приезжих.

Накануне звучали опасения, что все может затянуться на несколько дней. Однако все решилось за несколько часов. Собор в Киеве избрал митрополита Переяславского и Белоцерковского 39-летнего Епифания (Думенко) предстоятелем поместной православной церкви в Украине — митрополитом Киевским и Всея Украины. В ходе тайного голосования за кандидатуру Епифания отдали свои голоса 37 архиереев, а за Симеона — 29. Епископ Владимир, третий кандидат, голосов не получил: считалось, что его выдвижение было формальностью. Митрополит Михаил, считавшийся главным конкурентом Епифания, перед вторым туром неожиданно взял самоотвод.

В первом туре все участники собора получили бюллетени, в котором были перечислены все украинские экзархи, присутствовавшие на соборе. Во втором туре право голоса имели 66 представителей духовенства, в том числе «константинопольцы» — митрополит Галльский Эммануил, экзархи Даниил и Иларион, и митрополит Амфилохий.

По словам представителя УПЦ Киевского патриархата архиепископа Евстратия Зори, Томос об автокефалии новому главе поместной православной церкви в Украине Вселенский патриарх Варфоломей вручит в Стамбуле 6 января 2019 года. Известно, что туда Епифаний отправится вместе с Петром Порошенко, который также хочет закрепить свою причастность к созданию украинской поместной церкви.

Выступая на площади по окончании Собора, Петр Порошенко заявил: «У нас не было, нет и не будет государственной церкви. Государство не будет вмешиваться в деятельность церкви и в освященную томосом православную церковь тоже никто никого не будет „приглашать“ силой. Это вопрос свободного выбора для каждого верующего. Я гарантирую, что власть будет уважать выбор тех, кто по тем или иным причинам решит остаться в той церковной структуре, которая будет сохранять единство с Русской православной церковью».

Теперь, когда Поместная автокефальная Украинская православная церковь (таково ее полное официальное название) формально провозглашена, остается вопрос: как быть с приходами, сохраняющими верность УПЦ МП, а также с историческими святынями (например, Киевско-Печерской Лаврой), которые пока находятся под контролем «московских православных».

«Я напомню: когда Объединительный собор еще только начинал готовиться, его инициатор, Вселенский патриарх Варфоломей, призывал предстоятеля УПЦ МП митрополита Онуфрия вместе с иерархами УПЦ МП принять участие в этом соборе. Но тогда Варфоломей честно предупредил, что Онуфрий потеряет свой статус, — сказал „Росбалту“ украинский эксперт по вопросам религий, доцент Киево-Могилянской академии Алексей Панченко. — Поскольку Объединительный собор состоялся, юридически говорить про УПЦ МП уже некорректно. Есть просто приходы, относящие себя к РПЦ. Но теперь получается, что РПЦ сама уходит в раскол. Ведь Вселенский патриарх Варфоломей уже поздравил и благословил новоизбранного предстоятеля Православной церкви Украины. И когда Епифанию на руки будет передан Томос, РПЦ рискует остаться в меньшинстве. А заодно перестанет считаться крупнейшей православной церковью в мире — ведь ее украинская часть составляла 45% всех приходов».

Действительно, накануне Собора патриарх Варфоломей заявил главе УПЦ МП митрополиту Онуфрию: «Мы сообщаем вам, что после выборов предстоятеля Украинской церкви органом, который будет состоять из клириков и мирян, вы не сможете экклезиологически и канонически носить титул митрополита Киевского, который вы все равно носите сейчас в нарушение описанных условий официальных документов 1686 года».

Однако теперь, после Собора, зампредседателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов заявил, что каноническое значение Объединительного собора, прошедшего на Украине, «ничтожно». «Собрали лиц, большая часть из которых не имеет законного рукоположения, и из числа неканонических священнослужителей одного избрали в качестве неканонического предстоятеля», — сказал Балашов. Получается, что приходы уже «неканонической» УПЦ МП, которые сохранят верность Москве, становятся новой «головной болью» для Киева. Вопрос, правда, в том, как много их окажется. Соблазн получить признание от Константинополя все же слишком велик, а Московский патриархат уже мало что может предложить своим украинским приверженцам.

До недавних пор подразумевалось, что в новую поместную церковь превратится УПЦ КП — ведь эта церковная организация в самом деле много лет «стояла в вере», отрицая звучащие из Москвы обвинения в расколе и неканоничности. И потому киевские иерархи полагали, что это будет справедливо — именно им, наконец, получить каноническую автокефалию. Однако вселенский патриарх Варфоломей не восстанавливал «справедливость», его задачей было (согласно заявлениям Константинополя) восстановить в Украине нормальную церковную жизнь, без набившего оскомину выяснения, кто из православных себя к какой из трех церквей относит. Варфоломей создавал поместную церковь, чтобы в ней могли найти для себя место все православные украинцы, независимо от идеологических и обрядовых предпочтений. Понятно, что сделать это пожелают все же не все.

Теперь избранному главой новой церкви Епифанию придется решать много проблем, прежде всего — проведение церковной реформы. А также выстраивать конфессиональные отношения, в том числе с РПЦ, которая явно не захочет сдавать без боя свои позиции в Украине.

Михаил Петровский, Киев