Posted 25 января 2019,, 15:00

Published 25 января 2019,, 15:00

Modified 30 марта, 17:40

Updated 30 марта, 17:40

В Париже «по техническим причинам» отложили открытие арт-проекта российского режиссера «Дау»

25 января 2019, 15:00
Открытие гигантского арт-проекта российского режиссера Ильи Хржановского в Париже, которое должно было состояться накануне, отложено «по техническим причинам». Организаторы мероприятия пояснили, что проект пока не получил разрешения комиссии по безопасности префектуры полиции. Инспекция объектов, уточняет RFI, намечена на 25 января.
Отметим, что проект предлагает «погружение» в мир секретного советского ядерного института 1930-1960-х годов. Посетителям предлагалось заплатить за вход (так называемые «визы») от 35 евро (на шесть часов) до 130 евро (круглосуточный доступ на неделю).
Между тем накладки появились за день до предполагаемого открытия «Дау». В день презентации арт-проекта для международной прессы не было показано ни одного из 13 фильмов проекта, визит в центр Помпиду был отменен без объяснения причин. А у заплативших за «визы» вопросы вызвал сбор личной информации организаторами.
Так, рассказала журналист Анна Айвазян, при заполнении «визы» нужно указывать гражданство, ФИО как в паспорте и даже загружать фотографию без очков.
«Как это вообще вяжется с новым законом про GDPR (закон, принятый Европейским парламентом, который описывает правила защиты данных для граждан ЕС — прим. „Росбалта“) и куда потом денутся все мои личные данные?» — недоумевает она.
Газета Le Monde обращает внимание на связь проекта Ильи Хржановского со скандально известной лабораторией Cambridge Analytica. Последняя, напомним, была уличена в использовании личных данных пользователей Facebook в политических целях во время предвыборной кампании в США. Правда, впоследствии режиссер открестился от сотрудничества с этой лабораторией. Издание добавляет, что психологическое профилирование посетителей было поручено британской компании Truth Agency (филиал холдинга RYVL), которая, согласно информации СМИ, располагает четырьмя филиалами на Украине.
Примечательно, что среди спонсоров «Дау» указан и бизнесмен Сергей Адоньев. На это, в частности, обращает внимание РБК. Издание пишет, что ранее в англоязычную страницу «Википедии», посвященную Сергею Адоньеву, было внесено несколько существенных правок, среди которых сведения о том, что тот финансирует проект.
Изначально производством фильма «Дау» занималась российская компания «Феномен Филмз», соучредителями которой выступали Илья Хржановский и первый продюсер фильма Артем Васильев. Последний к настоящему моменту покинул проект. Однако в интервью «Сеансу» он заявлял, что осенью 2007 года у картины появился «главный инвестор, который <…> дает финансовую возможность Илье работать так, как он работает».
Продюсер, бывавшая в лондонском офисе Хржановского, утверждает, что речь именно о Сергее Адоньеве, пишет РБК. По ее словам, это якобы «его личный проект».
В 2012—2013 годах у Ильи Хржановского поменялся партнер в российской и украинской компаниях «Феномен». Так, вместо Артема Васильева их совладельцем теперь выступает старший партнер петербургской юридической фирмы «S&K Вертикаль» Любовь Дуйко. РБК обращает внимание, что компания оказывает юридическое сопровождение благотворительным проектам, связанным с Адоньевым.
Издание предполагает, что Дуйко может представлять интересы Адоньева и в проекте «Дау».
Дело в том, что, как пишет РБК, ее 66-процентный пакет в «Феномен Филмз» находится в залоге у кипрской Iliontrap Investments. Собственник Iliontrap скрыт, но тот же офшор имеет отношение к компании «Технологии тепличного роста», отмечает издание. Эта компания — совместный проект Адоньева и петербургского предпринимателя Сергея Рукина, добавляет РБК. Адоньев официально вышел из проекта в 2017 году, однако согласно условиям сделки 36-процентная доля осталась в залоге у Iliontrap, рассказал журналу РБК Рукин, не отрицавший, что за офшором стоит Адоньев.
«Изучив отчеты британского траста Phenomen, инвестора „Дау“ можно назвать весьма щедрым», — замечает издание.