Posted 30 января 2019,, 15:30

Published 30 января 2019,, 15:30

Modified 30 марта, 17:38

Updated 30 марта, 17:38

Ближе Brexit — больше хаоса

30 января 2019, 15:30
Парламент Великобритании загнал правительство в угол — ему нельзя ни продлить сроки выхода из ЕС, ни уйти без соглашения.

Палата общин британского парламента приняла несколько практически взаимоисключающих решений. С одной стороны, депутаты запретили кабинету министров выходить из состава Европейского Союза без заранее подписанного соглашения, которое бы регулировало отношения ЕС и Великобритании после Brexit. Одновременно палата не поддержала предложение продлить срок переговоров по этому вопросу до конца 2019 года. Дата остается прежней — уже через два месяца, 29 марта, Британия вернет себе полный суверенитет и перестанет быть частью Евросоюза.

Таким образом, депутаты палаты общин фактически предъявили ультиматум премьеру Терезе Мэй, а с ней и Европейскому Союзу. За два месяца необходимо изменить условия сделки. Ключевой пункт — граница между британской Северной Ирландией и независимым государством Ирландия, которое остается в составе ЕС.

Североирландские власти и ЕС твердо настаивали (и добились этого ранее), чтобы в 585-страничном документе был отдельный пункт о том, что единственная после Brexit сухопутная граница Великобритании с ЕС (если не считать таковой тоннель под Ла Маншем) должна остаться открытой.

В первоначальной версии соглашения речь шла о том, чтобы в переходный период выхода из Евросоюза ирландский регион продолжал считаться частью единой таможенной территории ЕС, что требовало сохранения и всей Великобритании в таможенном союзе с континентальными европейцами.

Парламентарии подумали-подумали, и исключили из соглашения этот пункт, который вызывал больше всего нареканий в самой Великобритании, точнее, в ее английской части, где опасаются за целостность государства и его границ. При этом они подстраховали себя лично от того, чтобы на их плечи не легла ответственность за срыв переговоров с ЕС. А он весьма возможен, если Брюссель не захочет разговаривать с премьером Терезой Мэй после отказа Великобритании сотрудничать по «ирландскому вопросу».

Большинством голосов Палата общин отклонила поправку, которая предусматривала переход контроля над Brexit в руки парламентариев в случае, если до 20 марта правительству не удастся найти компромисс с ЕС. Попутно депутаты закрыли и основные альтернативные пути выхода из сложившейся кризисной ситуации. Они отклонили поправку, предлагавшую назначить повторный референдум о Brexit, усложнив при этом голосование, чтобы люди могли выбрать не только выходить или нет из ЕС, но и пути для этого. Например, предлагалось что одним из вариантов ответа будет согласие с «жестким» выходом из Евросоюза, то есть без какого-либо утвержденного соглашения.

Таким образом, депутаты не оставили премьеру Терезе Мэй вариантов. Уже неоднократно довольно жестко обруганная на континенте, пережившая отказ канцлера Германии Ангелы Меркель подать ей руку, глава британского правительства снова собирается в Брюссель на переговоры.

Мэй, надо заметить, и раньше не горела желанием открывать границу для Ирландии, но не смогла найти другого решения и вынуждена была пойти на это под давлением ЕС. Но после голосования 29 января она радостно может ссылаться на позицию Палаты общин. «Теперь понятно, что есть путь, который может обеспечить устойчивое большинство в этой палате в поддержку выхода из ЕС на условиях сделки», — заявила перед поездкой на континент британский премьер.

Вопрос только в том, как отнесутся к происходящему лидеры континентальной Европы. После того, как первый план по Brexit был отклонен Палатой общин, некоторые, как глава Евросовета Дональд Туск, советовали британцам вовсе отказаться от выхода из Евросоюза. Теперь они видят, что Лондон идет совсем по другу пути, решив жестко «продавить» согласие европейцев на полноценную границу между двумя Ирландиями. Весьма возможно, Брюссель тоже займет теперь предельно несговорчивую позицию — так что визы между континентом и Великобританией, а также взаимные финансовые, а может и судебные претензии, без которых, казалось, удастся обойтись, снова могут стать реальностью жизни после Brexit.

Как говорят на континенте, это никакой не кризис ЕС, а напротив, это кризис «британскости», вот пусть островитяне, которые эту кашу заварили, сами ее и расхлебывают.

Иван Преображенский