Posted 13 февраля 2019,, 17:20

Published 13 февраля 2019,, 17:20

Modified 31 января, 22:05

Updated 31 января, 22:05

Будет ли Байконур на Днепре?

13 февраля 2019, 17:20
Украина в нынешнем году может запустить со своей территории собственные космические корабли. И это не анекдот — президента Петра Порошенко на «премьеру» уже пригласили.

Из заголовков российских СМИ типа «Украину скоро ждет дефолт» сами украинцы составляют «юмористические коллажи»: одно и то же им обещают каждый год — и «замерзнуть зимой», и про крах экономики. Да, украинцы живут очень небогато, многие уехали на заработки за рубеж, а страна плотно «сидит» на кредитах МВФ. Но правда и то, что гривна в 2018 году продемонстрировала завидную стабильность, а экономика не рушится, а растет, пусть и на чуть-чуть — на 3,1% за минувший год.

Но даже на фоне имеющихся успехов новость о том, что частные украинские компании готовы на коммерческой основе реализовать проекты космических запусков, может показаться фантастикой. Тут завод «Антонов» с 2016 года не выкатил ни одного серийного самолета, а вы про космос.

Но на самом деле все серьезно. 29 января в Киеве на форуме «От Крут до Брюсселя» (том самом, на котором Порошенко заявил, что идет в президенты) выступал украинский бизнесмен Макс Поляков, владелец компании Firefly Aerospace. Эта компания, офис которой находится в Днепре (экс-Днепропетровск), сейчас занята разработкой ракет-носителей Alpha и Beta для вывода спутников на орбиту. Причем запуск ракеты-носителя легкого класса Alpha, как заявил Поляков, запланирован на вторую половину 2019 года. Во всяком случае Петра Порошенко он на него пригласил.

Макс Поляков известен на Украине как бизнесмен, работающий в сфере инноваций, а также как основатель фонда Noosphere Ventures. В 2017 году он выкупил американскую аэрокосмическую компанию FireFly Space Systems — это был оказавшийся на грани банкротства стартап, основанный инженером Томом Маркусиком. Украинский инвестор возобновил его деятельность и открыл в Днепре не только офис, но и R&D-центр для исследований и экспериментальных разработок.

В этом центре специалисты из США и Украины работают совместно, создавая легкие ракеты-носители Alpha и Beta, которые должны будут доставлять в космос одну и четыре тонны груза соответственно. По предварительным подсчетам, один запуск будет стоить порядка $8 млн, тогда как, например, полет ракеты Falcon Илона Маска обходится его компании в $60 млн.

Стоит напомнить, что Украина и «не отходила далеко» от космоса. Именно этой стране принадлежит КБ «Южное» имени Янгеля — ведущий и крупнейший в СССР научный и конструкторский ракетный центр. Именно там, помимо прочего, была разработана и самая грозная советская межконтинентальная баллистическая ракета — Р-36М («Сатана»). Ее конверсионный вариант, используемый для коммерческого запуска спутников, называется «Днепр».

Последние два десятка лет конструкторское бюро «Южное» ведет разработку и поддержку ракет-носителей «Зенит», «Циклон», «Днепр», «Маяк» и др. Производством разрабатываемого конструкторским бюро оборудования занят завод «Южмаш». И вся эта инфраструктура сосредоточена как раз в Днепропетровске.

«Украина оказалась в очень удачной ситуации в том смысле, что она может в собственных интересах использовать одновременно и советские наработки, и сохранившуюся инфраструктуру, и американские наработки в области коммерческого космоса — во многом благодаря украинской диаспоре в США, — сказал в комментарии „Росбалту“ Владимир Нистюк, один из специалистов КБ „Южное“. — Здесь совмещаются американские инвестиции, недорогие украинские „мозги“ и рабочие руки, а также полная государственная поддержка. Кто бы не был во главе Украины — он ради своего имиджа поддержит отечественный космический проект».

5 февраля в Житомирском музее космонавтики им. С. П. Королева, в рамках всеукраинского тура «Космическая Украина. То, что МЫ делаем!», основатель компании Space Logistics Ukraine Дмитрий Легеза заявил о планах построить космопорт на территории Украины и готовности инвестировать в научно-исследовательские работы в этом направлении.

Сторонники строительства космодрома, в свою очередь, рисуют совершенно противоположные картины. По их мнению, современные технологии доказывают возможность эксплуатировать такие объекты в режиме, близком к функционированию аэропортного хозяйства. К тому же есть идея создать космодром на одном из военных полигонов, который используется для учений с пусками мощных зенитных управляемых ракет. Тем более, что временная зона отчуждения при пусках почти совпадает для зенитных и космических ракет (речь о закрытии коридоров для гражданской авиации и морского судоходства, которую применяют военные при соответствующих учениях на побережье Черного моря).

«Если посмотреть на мыс Канаверал в штате Флорида, то увидим, что рядом с космодромом сохранена природная среда — тропические болота с аллигаторами, а также одни из лучших пляжей на океанском побережье. То же самое — база Ванденберг в сердце Калифорнии, откуда Маск запускает свои ракеты в 15 км от ближайших жилых домов», — говорит Владимир Нистюк.

К тому же украинские военные все равно будут использовать космодром и для своих целей, в том числе, например, для оперативного выведения на орбиту спутников-разведчиков микрокласса (до 100 кг). Военных может также привлечь возможность тестирования ракетных технологий, которые будут разрабатываться по их заказу (уже не зенитных, и не оперативно-тактического уровня, а более мощных). Такая необходимость может возникнуть, если перестанет действовать ДРСМД, заключенный между США и СССР в 1987 году (Украина присоединилась к нему после обретения независимости).

На Украине отлично понимают, что самостоятельно государство «не потянет» строительство современного космодрома. Поэтому с самого начала рассматривается вариант государственно-частного партнерства. Интерес инвесторов здесь, кроме собственно участия в коммерческих запусках, также распространяется на создание логистической инфраструктуры космодрома и его окрестностей, а также на туристический сервис (зрелище запусков космических ракет привлекает десятки тысяч туристов).