Posted 5 марта 2019,, 07:15

Published 5 марта 2019,, 07:15

Modified 31 января, 22:14

Updated 31 января, 22:14

Россия зачем-то решила «порычать» на Грузию

5 марта 2019, 07:15
Москва изменила риторику в отношении Тбилиси: от намеков перешла к угрозам. Момент удобный: в партии Иванишвили — раскол, а Саакашвили готовит «революцию».

Как-то так получилось — намеренно или нет, — что замминистра иностранных дел России Григорий Карасин и глава оборонного ведомства РФ Сергей Шойгу почти одновременно сделали заявления по Грузии. В Тбилиси они восприняты как угрожающие, потому как иначе их расценить трудно. Говоря прямо, Москва от намеков на некие «неприятности», которые она может устроить соседней стране, перешла к прямым угрозам.

В частности, Карасин, который регулярно встречается в Праге со спецпредставителем премьера Грузии по урегулированию отношений с РФ Зурабом Абашидзе, в интервью Радио Свобода предостерег «грузинских партнеров от неприятных неожиданностей». Напомним, что еще совсем недавно замминистра рекомендовал Грузии «определиться»: либо «выбрать создание атмосферы регионального благоприятствования на Южном Кавказе, либо евроатлантическую повестку». А их синхронизация, по его мнению, «чревата серьезными последствиями».

А Шойгу, по информации ТАСС, заявил на заседании коллегии руководимого им военного ведомства о более чем двукратном увеличении масштаба и интенсивности учений, «к участию в которых все активнее привлекаются не входящие в НАТО Украина и Грузия». Как подчеркнул глава Минобороны, в условиях активности НАТО Россия вынуждена «адекватно реагировать, совмещая мероприятия стратегического сдерживания с планами наращивания боевых возможностей соединений и воинских частей». Уж не намекает ли российский министр на повторение, с некоторыми вариациями, событий августа 2008 года, когда Россия дала «адекватный ответ»?

Что, собственно, напрягло Россию на этот раз? Скорее всего, предстоящие весной командно-штабные учения Грузия — НАТО (но ведь они ежегодные, не пора ли к ним привыкнуть?). Или визит в Грузию (пока без определенной даты) Военного комитета Североатлантического альянса, а там, глядишь, и проведение новых учений «Проворный дух», которые Тбилиси, вместо того, чтобы помалкивать, пафосно анонсировал как «беспрецедентные» в региональном масштабе. Тут возникает вопрос, а почему в «региональном»? Уж не склоняет ли Грузия к близким отношениям с НАТО «союзника» России на Южном Кавказе — Армению, и пока дальновидно внеблоковый Азербайджан?

Так чем реально грозит Россия соседней Грузии, от которой уже «откусаны» два кусочка: лакомый — Абхазия, и совершенно пресный — Южная Осетия. Впрочем, оба они выполняют одну и ту же функцию — буферной зоны между РФ и государством, где может разместиться инфраструктура НАТО. То, что Грузию в среднесрочной перспективе в альянс не примут, ясно как день. Но учения, американская военная техника, лаборатория США с ее не вполне внятной деятельностью, само стремление Грузии вступить в НАТО, нежелание восстанавливать с Москвой дипломатические отношения и т. д. уже напрягает Россию и делает Сакартвело опасной для нее страной. Неподчинение и утрата российского влияния, которые могут постепенно распространиться на весь Южный Кавказ — вот что важно. Это вопрос принципа и амбиций российской стороны.

При этом Грузию крайне неверно воспринимать как страну русофобскую — она попросту поймалась «благодаря» политическим играм, в которые довольно бездарно начали играть местные и российские политики еще во времена позднего СССР, и доигрались в итоге до тесного тупика, в котором все «телодвижения» Тбилиси диктует уже Вашингтон. Между тем далеко не все политические «па» выполняются, несмотря на неприятную для Москвы риторику Грузии, которая на практике все же осторожничает: откровенно антироссийский тренд может аукнуться стране большими потерями. В общем, русофобской Грузия не стала, русофильской — тоже. Но однозначного выбора от нее требуют оба центра силы — Москва и Вашингтон. При этом как бы ни разворачивались события, грудью на защиту Грузии ни один из них не встанет.

Правы те, кто констатируют: вопрос Грузии в контексте Абхазии, Южной Осетии и вообще отношений с Россией на международной арене «стыдливо замалчивается» и всплывает только тогда, когда Москву надо упрекнуть за нарушение норм международного права. И что даже если Грузия откажется от продвижения идеи евроатлантической интеграции, Россия не вернет ей ни Абхазию, ни Южную Осетию. Между тем проблема восстановления дипотношений с РФ для Тбилиси упирается как раз в вопрос отзыва Москвой признания Абхазии и ЮО.

Но вернемся к угрозам Карасина и Шойгу. Чего ждать Грузии после их прямой речи, или они просто пугают уже пуганую «лань»? Бывший госминистр Грузии по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Алекси Петриашвили в беседе с изданием «Квирис палитра» («Палитра недели») не исключил, что Россия планирует очередную военную кампанию против страны, и надо быть «очень осторожными».

Нужду в такой кампании он объясняет, в частности, падением рейтинга президента России, который, как правило, пытается поднять его внешними войнами. Кроме того, возможно, что предполагаемая военная кампания может быть связана с работами по строительству в Грузии порта Анаклия. По словам экс-министра, российские военные уже неоднократного заявляли о своих опасениях — что в порт войдут крупные корабли государств НАТО, включая авианосцы. Вывод: «Мы должны как можно скорее присоединиться к Североатлантическому альянсу. Это требует полной консолидации общества, а не внутреннего противостояния».

Об остром внутриполитическом раздрае в Грузии будет сказано ниже, здесь же заметим, что фактор порта Анаклия стал фигурировать все чаще. Абашидзе «пытают» вопросами, обсуждал ли он вопрос строительства порта с Карасиным и в каком ключе. Но грузинский спецпредставитель чуть ли не поклялся, что «ни слова об Анаклия сказано не было». В итоге дипломата накануне пригласили на заседание парламентского комитета по внешним отношениям, и прошло оно в закрытом режиме.

Таким образом можно только предполагать, что оппозиция, во-первых, потребовала полного отчета по встречам с Карасиным; озвучила мнение, в соответствии с которым «пражский формат» надо прикрыть, как «вредный» для Грузии и «содержащий угрозу ее национальной безопасности». И, разумеется, на «допросе с пристрастием» из Абашидзе «выбивали», почему это он непосредственно перед встречей с Карасиным имел беседу с лидером правящей партии «Грузинская мечта» — миллиардером Бидзиной Иванишвили. Ведь именно олигарх был инициатором создания переговорного формата спецпредставителей по грузино-российскому урегулированию. А теперь, как утверждают его оппоненты, он передал Карасину через Абашидзе «некое послание».

Примечательно, что скандальные для Грузии заявления российского дипломата и главного российского военачальника прозвучали очень «своевременно» — в самый разгар интриг «тбилисского двора». Во-первых, правящую партию, возглавляемую Иванишвили, покинуло достаточное для потери конституционного большинства количество депутатов парламента. Одна группа присоединилась к «Альянсу патриотов», считающемуся в Грузии пророссийской силой, другая заявила, что будет «сотрудничать» с этими самыми «патриотами». А вот это уже скандал! Скоро их «уличат» в измене родине.

Еще один скандал — Михаил Саакашвили встречается с грузинскими эмигрантами то во Франции, то в Италии, и призывает их спасти родину от олигарха Иванишвили. «Если он останется у власти до 2020 года, мы получим максимум 2,5-миллионную страну, населенную пенсионерами, чиновниками и рабочей силой из бедных стран, которую с Грузией ничего не связывает», — говорит экс-президент. Но самый большой внутриполитический скандал, да и просто откровенный нонсенс состоит в том, что лидер «Грузинской мечты» Иванишвили, имевший в свое время огромную поддержку и авторитет у населения, располагавший миллиардами долларов, сумел выжить партию Саакашвили из власти и взять ее в свои руки; а вот удержать власть у него, похоже, не получается — соратники разбегаются.

В общем, в Грузии не пахнет даже относительным внутриполитическим согласием, а такое время (или безвременье?), как известно, самое подходящее для нанесения ударов по той или иной стране со стороны внешних сил. Под предлогом ли вступления Грузии в НАТО, которое сейчас реально невозможно, и Россия об этом прекрасно осведомлена; учений альянса (не так страшен черт, как его малюют); пока не существующего порта в Анаклия; слухов о зловредной деятельности американской лаборатории и т. д.

Москве бы сейчас не угрожать Грузии, а подумать о том, как сохранить в ней Иванишвили официальным или теневым первым лицом. Не баламутить соседнее «болото» выгодно по сумме причин, в том числе потому, что олигарх, сколотивший львиную долю своего состояния на «российских просторах», не будет делать резких движений в сторону ни одного политического полюса. Застой в Грузии плох для самих грузин, и они когда-нибудь все же взорвутся. А вот для России он выгоден, и она, при зрелом размышлении, может извлечь из него тот максимум, на который можно сейчас реально рассчитывать — это сохранение имеющегося между двумя странами статус-кво.