Posted 11 марта 2019,, 07:20

Published 11 марта 2019,, 07:20

Modified 31 января, 22:17

Updated 31 января, 22:17

Рекорд скромности Мирзиеева и «полусухой» закон для туркмен

11 марта 2019, 07:20
Президенты государств Центральной Азии — те же султаны, обожающие лесть. Похоже, традицию нарушил узбекский лидер, отучающий от нее своих «подданных».

Восток, как известно, «дело тонкое», но только не по части восхваления и низкопоклонства перед властью, а более всего — перед главами государств. Им в Центральной Азии традиционно льстят далеко не филигранно, а откровенно топорно. Что ж, кому-то очень по душе ощущать себя султаном и даже способствовать формированию собственного культа, а кому-то, грубо говоря, обрыдло. К последней категории, видимо, принадлежит президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев, запретивший курение ему фимиама по какому бы то ни было случаю.

Радио «Азаттык» поведало, что хвалебные песни, посвященные действующему главе государства, могут стоить певцам и композиторам лицензии на исполнение. Особую неприязнь у «главного» вызвал музыкальный клип узбекской певицы и актрисы Дильфузы Исмаиловой «Пусть будет здоров султан этой красивой земли», посвященный Мирзиееву — «тени бога на земле» и «любимому человеку». Клип был изъят с сайта YouTube.

Пример Мирзиеева стал заразительным, но всего лишь отчасти: президент Таджикистана Эмомали Рахмон, официально носящий титул «Основателя мира и национального единства — лидера нации», по данным его пресс-службы, поручил Комитету по телевидению и радиовещанию республики с толком распорядиться эфирным временем — вместо трансляции посвященных ему клипов прославлять достижения страны, труд ее жителей, показывать красоты таджикской природы.

И вообще Рахмон счел, что хорошо бы СМИ уделять больше внимания мировым событиям, анализу геополитических проблем, влияющих на Таджикистан. Ну и, конечно, вместо того, чтобы «петь дифирамбы» лидеру, постоянно освещать любые имеющиеся в республике проблемы, а также указывать на недостатки работы властей.

Но все же в скромности Рахмон никак не может тягаться с Мирзиеевым, хоть и слегка обставил в этом деле туркменского коллегу Гурбангулы Бердымухамедова. И вот почему: в Таджикистане все еще практикуется чтение по радио и ТВ произведений президента, повышающих, как утверждается, «уровень самосознания и патриотизма» в гражданах. Кроме того, в его честь названы одно из таджикских сел и фруктовый сад.

Конечно, Рахмону далеко до Бердымухамедова: он не так плодовит на писательском поприще, исчисляемом десятками томов, и его книгами не приказано «зачитываться», а песни на слова президента запевать везде и всюду. Тем не менее, культ лидера Таджикистана еще никем не оспорен, равно как «великого человека» — президента Туркмении, которого так именуют у него на родине. И даже транслируют в эфире государственного телевидения песню, посвященную его матери за то, что она произвела на свет «этого великого человека».

Не с туркменским размахом, но все же восточное восхваление «своего султана» имеет место и в Казахстане — Нурсултана Назарбаева, бессменно правящего республикой аж с советских времен, прославили в киноэпопее «Путь лидера».

Не в пример скромнее ведет себя президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков: история местных революций поучительна. Но вот что интересно: оказалось, что в этой «умеренной» и более или менее светской стране весьма популярна жизнь по шариату. Согласно результатам опроса, проведенного Научно-исследовательским институтом исламоведения в школах, медресе, в среде студентов, работающей и безработной молодежи в возрасте до 29 лет, на вопрос «Поддерживаете ли вы, чтобы Кыргызстан стал шариатской страной?» 33,33% ответили положительно, 32,32% — отрицательно. Затруднились ответить 34,34% респондентов.

ВВС приводит слова директор НИИ исламоведения Маметбека Мырзабаева, и вот что он говорит: «Требует исследования вопрос снижения доверие молодежи к светской власти. Еще может измениться число молодежи, по итогам исследования желающей жить по законам шариата. Это будет связано с нашими мерами по укреплению светского государства. Требуется механизм работы с 34% молодежи, которая пока находится на перепутье».

Отмечается также, что большинство участников опроса основными проблемами Киргизии считают коррупцию и снижение нравственности в обществе, что и толкает молодежь к радикализации. И если республика в этом смысле «не устоит», в ней непременно, в качестве «лидера нации», появится «свой султан» со всеми сопутствующими ему элементами культа личности и грубой лести.

Можно считать, что в этом плане Киргизия стала уязвимой страной, хотя это еще не Туркмения и даже не Таджикистан, жестко контролирующий расходы своих граждан на семейные торжества, включая День рождения, зато весьма пышно отмечающий праздники меда, дыни и т. д. Правда, таджикский Минфин клянется, что соответствующие торжественные мероприятия финансируются не из госбюджета, а благодаря частному бизнесу. Но почему-то после них у бюджетников либо удерживается часть зарплаты, либо ее выдача задерживается на месяцы. Да и «прозрачные» бюджетные траты на разного рода «государственные» праздники тоже непомерно высоки для такой бедной страны, как Таджикистан — их отмечают по-восточному пышно.

Говоря о деньгах. Их значительной части может лишиться бюджет Туркмении, которая в разные годы вводила и отменяла сухой закон — то есть полный запрет на продажу алкогольных напитков. Сейчас власти внедряют его в весьма своеобразной форме — запрета на торговлю алкоголем в частных магазинах и на рынках. Так в Туркмении утверждают «здоровый образ жизни», и соответствующая «программа» рассчитана до 2024 года. Ну, а если впоследствии она будет отменена, туркмены либо привыкнут к абсолютной трезвости, либо, напротив, напьются на радостях.

А пока государство теряет налоги от продажи алкогольных напитков частным бизнесом, иные обогащаются далеко не легально, причем условия для этого создало само государство, жестко ограничившее снятие денег с банковских карт. По информации портала «Альтернативные новости Туркменистана», обналичить нужную сумму можно очень просто — за взятку. Ставка «позорно» низкая — порядка 50 центов охраннику или сотруднику банка за разрешение взять столько денег, сколько надо.

Разумеется, делается это не открыто. Ночью и по выходным охранники, то есть «Сотрудники полиции берут у желающих их пластиковые карты и пин-коды к ним, заходят в банк и самостоятельно снимают наличные в терминалах на территории охраняемых ими финансовых учреждений». Ну, а при свете дня «теневые услуги» оказывают кассиры, которые списывают деньги с карты, а при выдаче наличных забирают свою долю.

Вот такие вот события на просторах Ценральной Азии происходят в XXI веке.

Ирина Джорбенадзе