Posted 29 апреля 2019,, 10:10

Published 29 апреля 2019,, 10:10

Modified 31 января, 22:42

Updated 31 января, 22:42

Казахстан: игра престолов

29 апреля 2019, 10:10
В республике стартовала президентская гонка, в которой Назарбаев лоббирует нынешнего главу государства. И поскольку у власти все под контролем, «украинского цирка» здесь точно не будет.

Внеочередные выборы президента Казахстана состоятся 9 июня текущего года. Нурсултан Назарбаев после своей добровольной отставки решил не рисковать и не ждать до 2020-го — времени проведения выборов в положенный срок. Кандидатура правящей партии «Нур Отан», возглавляемой экс-президентом Назарбаевым, уже известна — Елбасы лично выдвинул на партийном съезде действующего главу государства Касыма-Жомарта Токаева. Для части казахстанского электората это стало «сюрпризом» — она ожидала, что папа, Нурсултан Абишевич, проведет в президенты свою старшую дочь Даригу. Во всяком случае, он не раз говорил, что следующим президентом республики может стать женщина. Но все же «отец всей нации» рассудил иначе и, возможно, поступил дальновидно, о чем будет сказано ниже.

Что касается Токаева. Назарбаев сообщил, что знает его много лет по совместной работе, и считает «самым достойным на сегодняшний день кандидатом на эту высокую должность». Токаев «один из тех, кто начинал вместе со мной строить внешнюю политику, многие годы руководя министерством иностранных дел. Его дипломатический ранг высоко ценится за рубежом. … он был заместителем генерального секретаря ООН… возглавлял правительство РК в самые трудные времена, и в 1998-м во время кризиса в Азии он принимал участие в восстановлении нашей экономики».

Казалось бы, чего же боле? Но Назарбаев умолчал о том, что Токаев был выбран им и по принципу предсказуемости и умения соблюдать договоренность о разделении власти с Елбасы, который продолжит оставаться фактическим первым лицом страны. При этом Токаева вряд ли можно назвать «сереньким» политиком: он проявил бойцовские качества уже в первый месяц своего президентства. Отметим, что его имя не ассоциируется ни с какими олигархическими группами и скандальными историями, поэтому ему легче было произвести некоторую «чистку» в верхушке казахской власти, причем тихо и без шума.

Так же спокойно он стал готовить страну к президентским выборам, досрочное проведение которых объясняется, в первую очередь, соображениями избавления от возможных конкурентов, появления в их среде баллотирующихся ради скандала — у них просто не останется времени на подготовку соответствующего действа. Во-вторых, ситуация требовала скорейшего усиления легитимности президента, поскольку ожидания выборов могли искусить внешние силы к вмешательству в полувакуумное состояние во власти. В общем, отказ от долгих гаданий, выступит ли Токаев только в роли калифа на час, видится оправданным.

То, что выборы он выиграет, не вызывает никакого сомнения. Равно как и то, что он обставит их «демократично». Разумеется, Токаев «не должен» набрать чуть ли ни сто процентов голосов — такое дозволено было только Назарбаеву, и приближаться к этой планке неразумно. Но «подавляющее большинство» — где-то в районе 70-75% голосов избирателей, то есть твердого электората Назарбаева, ему обеспечено.

Равно как и Назарбаеву обеспечено послушание нового президента, которого в парламенте будет контролировать Дарига Нурсултановна. А сам Назарбаев будет делать это из Совета безопасности, пожизненное руководство которым ему гарантировано. А совет тот не простой — с ним согласовываются практически все высокие назначения во власти.

Выбрав Токаева и передав ему президентскую власть, Назарбаев, вероятно, хотел избежать не только украинского сценария выборов, но также узбекского и киргизского. Недаром он, по его же словам, готовился к отставке в течение нескольких лет: «Все смотрел по сторонам, … на соратников, воспитывал кадры все эти годы». Вот и озвучил уверенность, успокоив своих сограждан, что Токаев — «это именно тот человек, который будет следовать политике дружбы во благо всех казахстанцев».

Надо думать, что Назарбаев действительно все хорошо продумал, чего не сделал покойный ныне президент Узбекистана Ислам Каримов. Он не оставил преемника, в результате чего нынешний глава республики Шавкат Мирзиеев пошел отнюдь не по каримовскому пути. А экс-президент Киргизии Алмазбек Атамбаев, видимо, плохо приглядывался к своим соратникам — избранный им преемником Сооронбай Жээнбеков тоже «погнал» далеко не в атамбаевскую «степь». Но надо сказать, что в парламенте у него не было доверенного лица, каким в случае с Казахстаном стала Дарига Назарбаева. Ведь в республике утверждение на некоторые государственные посты проходит только при одобрении верхней палаты — Сената.

А трюк с Совбезом Атамбаеву в голову не пришел — Киргизия-то страна быстрого закипания революционных страстей, то есть куда более «демократичная», чем Казахстан. Причем настолько, что благодаря «демократии» экс-президент Киргизии может даже угодить за решетку.

Но вернемся к собственно Токаеву, который, как выяснилось в ходе его поездки по республике, был очень возмущен билбордами с собственным изображением — таковых он насчитал 14 и заявил, что в подобной пропаганде не нуждается. Скромный. И дальновидный: первый свой официальный визит он нанес в Россию, а государственный — в Узбекистан. К тому же он и «современный» — пишет в Twitter и открыл свою официальную страничку в Instagram.

Однако «скромный» и «современный» нынешний (он же — и будущий) президент будет иметь очень ограниченные возможности для маневра, поскольку на Олимпе власти республики остается семья Назарбаевых. И, возможно, это лучший вариант управления страной в заданных внутриполитических и геополитических условиях. В общем, Назарбаев и Токаев не дали другим кандидатам в президенты времени для подготовки к выборам и сыграли на опережение, гарантирующее стабильность — на данном этапе, во всяком случае.

«Соперники» Токаева на президентских выборах уже известны — они подали соответствующие заявления в Центральную избирательную комиссию. Их «ставки» на престол заведомо проигрышны, но они создают иллюзию конкурентной политической среды. Это Амангельды Таспихов, выдвинутый кандидатом в президенты Федерацией профсоюзов Казахстана; депутат парламента от Демократической партии Дания Еспаева, делающая упор в своей предвыборной программе на обещаниях защищать права женщин (они составляют 52% населения страны) и искоренить коррупцию, в которой, по ее мнению, в основном замешаны мужчины. А также выдвиженец от республиканского движения «Ұлы дала қырандары», журналист и писатель Садыбек Тугел: он обещает реформирование политической системы, экономики, сфер образования и культуры.

Выдвинула свою кандидатуру и Коммунистическая народная партия Казахстана —депутата парламента Жамбыла Ахметбекова. Он баллотировался в президенты в 2011 году, но набрал всего около 2% голосов. Как говорят «в народе», на сей раз шансы преумножения своего электората у него есть — процентов до 8-10. Есть кандидат в президенты и у Народно-демократической патриотической партии «Ауыл» — Толеутай Рахимбеков. Под номерами восемь и девять списке значатся Талгат Ергалиев от Союза строителей Казахстана и Жуматай Алиев, выдвинутый общественным объединением «Халық демографиясы».

Все кандидаты в президенты обязаны успешно сдать экзамен на свободное владение государственным языком. Некоторые из них, включая Токаева, с этим «испытанием» уже справились. Главное испытание — выборы, у них впереди. Однако только для проформы: Токаева, имеющего такую «спину» как Назарбаев, никто не свалит.

Ирина Джорбенадзе