Posted 7 мая 2019,, 16:06

Published 7 мая 2019,, 16:06

Modified 30 марта, 16:54

Updated 30 марта, 16:54

Таллин ссорится со всеми

7 мая 2019, 16:06
Новые власти Эстонии отказываются утверждать пограничный договор с Россией, одновременно рискуя испортить отношения и с Евросоюзом.

Парламент Эстонии не станет рассматривать соглашения с Россией о демаркации морской и сухопутной границе двух стран. Тема спорных территорий в двухсторонних отношениях сохранится. Это результат последних парламентских выборов в Эстонии, которые привели к созданию новой правящей коалиции, куда вошли, в том числе, местные евроскептики из Эстонской консервативной народной партии.

Первым делом председатель этого политического объединения Хенн Пиллуаас распорядился заменить в Белом зале парламента флаги ЕС на эстонские государственные флаги. «Когда в Рийгикогу с визитом прибудут высокопоставленные представители зарубежных стран, то мы вернем флаги со звездами назад. Но в остальное время в Белом зале будут лишь эстонские государственные флаги. Это символы нашего суверенитета», — цитируют эстонские СМИ этого известного в стране националиста и евроскептика, чью партию, надо сказать, мало кто ожидал увидеть в новом правительстве.

Эстонская консервативная партия, кстати, в рамках кампании по избранию депутатов Европарламента пригласила в республику лидеров европейских евроскептиков во главе с Марин Ле Пен, чем вызвала еще большее раздражение у местных либералов. Националистов, что интересно, в правительство пригласила Центристская партия. Она получила большинство голосов, но недостаточное для того, чтобы сформировать правительство в одиночку.

За центристов, надо сказать, традиционно голосует большинство эстонских русскоговорящих граждан, которые вместе с либеральными политиками публично выражали свое недовольство неожиданным для избирателей коалиционным решением.

Не скрывала своего недовольства и президент страны Керсти Кальюлайд, которая, кстати, недавно была с визитом в Москве и встречалась с Владимиром Путиным. Во время инаугурации правительства она даже один раз выходила демонстративно из зала, когда присягу приносил особенно неприятный ей министр — не только националист, но еще и обвиненный в домашнем насилии.

Впрочем, президент не имеет в Эстонии особой власти. А новое правительство не скрывает, что достаточно негативно настроено к своему крупнейшему соседу — России (и это уже общее настроение, а не позиция отдельных министров, как в случае с неприязнью в адрес Европейского Союза). Зря Кальюлайд пыталась создать хотя бы видимость переговорного процесса с Москвой. Президент и ее высказанные в Москве «надежды», что пограничный договор может быть обсужден нынешним составом парламента, для депутатов не указание к действию.

В итоге, договор как отдельный пункт в коалиционное соглашение трех сформировавших в Таллине правительство партий включен не был. Ратифицировать его парламент пока не собирается. И это при том, что именно про Эстонию регулярно появляются спекуляции о возможном силовом давлении на нее со стороны России по той причине, что у двух государств до сих пор отсутствует согласованная между ними граница.

Таким образом получается, что нынешнее эстонское правительство продолжает сохранять слабые, а точнее, просто никакие контакты с Россией и, в то же время, начинает ухудшать также и отношения с партнерами по Европейскому Союзу. Разумеется, все это с опорой на НАТО и США. Однако для небольшого балтийского государства в нынешней атмосфере это, возможно, слишком самоуверенное поведение, которое, в первую очередь, может отразиться на его экономике.

Эстонская оппозиция уже сейчас прогнозирует, что предвыборные обещания, например, по росту зарплат для учителей, правительству выполнить не удастся. Бюджет страны начал оскудевать еще раньше, результатом чего и стали итоги последних выборов. Но с такой политикой эту проблему явно не решишь. Напротив, вслед за удалением флагов ЕС можно опасаться и отключения страны от части европейских дотаций и грантов. И заместить их Эстонии явно будет нечем. Ведь увеличение доходов за счет роста торгового оборота с Россией она пока тоже для себя как возможность закрывает.

Иван Преображенский