Posted 14 мая 2019,, 06:20

Published 14 мая 2019,, 06:20

Modified 30 марта, 16:52

Updated 30 марта, 16:52

Великая абхазская безнадежность

14 мая 2019, 06:20
В Апсны кандидата в президенты от оппозиции то ли отравили, то ли он «заболел». Впрочем, избиратели, кажется, не будут переживать ни о ком из претендентов.

Выборы президента частично признанной Абхазии назначены на 21 июля. Как и ожидалось, Блок оппозиционных сил назвал своим кандидатом депутата парламента Аслана Бжания, возглавлявшего в свое время Службу государственной безопасности республики. Но тут начались гадания на тему, а сможет ли он баллотироваться — ведь политик попал в тяжелом состоянии в одну из клиник Москвы. Однако руководитель штаба Общенационального движения по защите государственности Абхазии Теймураз Хишба заявил на пресс-конференции в Сухуме, что состояние здоровья Бжания «стабилизировалось», и это «дает уверенность» в том, что он, после прохождения необходимо курса лечения, «войдет в строй и продолжит свою политическую деятельность». Хишба подчеркнул, что «в больнице приняты повышенные меры безопасности».

Последняя фраза отнюдь не пустая, а, можно сказать, ключевая. Несмотря на то, что официальным диагнозом, поставленным в московской клинике, названа «вирусная пневмония», абхазская оппозиция полагает, что ее кандидат в президенты, считающийся «основным», отравлен, и эта тема сейчас широко обсуждается в Абхазии. Оппоненты власти настаивают на начале расследования и утверждают, что место имеет «политический террор» со стороны официальных структур республики. Они также отмечают, что с симптомами, схожими с болезнью Бжания, в клинику попали двое его телохранителей. В общем, версия о злом умысле на сегодняшний день — главная.

Власти, которым давно уже никто не верит, мечутся: слухи об отравлении кандидата в президенты отравляют всю их предвыборную кампанию, которая и без того гладкой и убедительной не будет. Пресс-служба главы государства распространила заявление, в соответствии с которым состояние здоровья Аслана Бжания с первых же дней его госпитализации находится на контроле Минздрава республики. Каким образом осуществляется контроль из Сухума в Москве, не уточняется. Отмечается, однако, что при наличии официального диагноза — «вирусная пневмония», разговоры об отравлении «не могут способствовать стабильности в обществе в преддверии очередных президентских выборов».

Впрочем, и без «преддверия» никакой стабильности в Абхазии не было. Оппозиция неоднократно требовала назначения досрочных выборов, обвиняя власти во всех смертных грехах, но — впустую. А случай с Бжания еще больше напряг обстановку, которая, как правило, накаляется едва ли не в каждый туристический сезон, оставляя республику без единственного собственного, не зависящего от вливаний российского бюджета, дохода.

Если процесс реабилитации Бжания затянется, и он не сможет принять участия в выборах, то не исключено, что оппозиция потребует их переноса на более поздний срок. Президент Рауль Хаджимба на это вряд ли согласится. В таком случае с большой долей вероятности Блок оппозиционных сил выдвинет своим кандидатом бывшего главу Центризбиркома, ныне — депутата парламента Батала Табагуа. Но она может договориться и с другими непровластными претендентами на пост, которые уже заявили о своем намерении баллотироваться — это бывший глава Службы государственной безопасности, ныне бизнесмен, — Астамур Тарба, и депутат парламента Алмас Джапуа. Последний явно неугоден России — он сторонник введения моратория на продажу недвижимости иностранцам (читай — россиянам) и яростный противник добычи нефти в Абхазии — естественно, российскими компаниями.

Ну, а от партии власти будет, скорее всего, баллотироваться (на второй срок) действующий президент Рауль Хаджимба — он не раз на это намекал. Да и вообще Хаджимба так долго, упорно и даже революционно шел к власти, что выпускать ее из рук вряд ли пожелает. Но, собственно, с кем он будет конкурировать? Абхазское общество не добилось толка ни от одного президента, доставшегося ей в годы независимости, признанной всего пятью странами, включая Россию.

Преступность и коррупция в республике достигли ужасающих масштабов, что отпугивает туристов, не говоря уже о бизнесменах. Реальной программы борьбы с абхазскими «недугами», развития республики и ее восстановления еще никто не представил. О борьбе с коррупцией только много говорят, но побороть ее в условиях межклановой борьбы невозможно. Да и политической воли на это не видно, равно как обеспечения основ относительно цивилизованного развития, во главе угла которого стоит, как минимум, независимость трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной.

Словом, выборы, состоятся они при участии Бжания, который, кстати, однажды уже баллотировался, но «пролетел», или без него, значения не имеет. Хотя антирейтинг кандидата от Блока оппозиционных сил гораздо ниже, чем у действующего президента. В общем, выбирать абхазам не из кого, и, скорее всего, место будет иметь так называемое «протестное голосование».

Кстати, на сей раз выборы в Абхазии пройдут по новым правилам, утвержденным парламентом. В частности, отменена «маркировка пальцев» — вместо нее отдавшему голос поставят штамп в паспорт. Отказались власти и от практики вычеркивания из бюллетеней фамилии «забракованного» кандидата. Напротив фамилии кандидата, за которого голосуешь, должна стоять галочка. В бюллетенях также появится новая графа — «против всех». И если большинство избирателей предпочтут именно ее, то выборы будут считаться недействительными. Соответственно, президент назначит перевыборы.

В числе новшеств также отмена открепительных удостоверений. Так что голосовать можно будет только по месту прописки. Такой «ход», объясненный властью несовершенством контроля процедуры голосования по открепленным удостоверениям, сильно сократит количество участвующих в выборах. О не демократичности такой меры в Абхазии говорят много, но тщетно. Именно слишком частая «тщетность» учета общественного мнения привела к тому, что оно — общество, не проявляет к выборам интереса и ведет себя граждански и политически депрессивно. Конечно, за исключением тех кланов, которые рвутся к власти, а, по сути, доступу к освоению бюджетных средств.

Такое «никакое» отношение к выборам, отсутствие яркого, внушающего доверие лидера, говорит в пользу того, что с большой вероятностью (если власти не пойдут на масштабную фальсификацию результатов голосования), в первом туре президента не выберут. И если Бжания все же сумеет принять участие в выборах, во втором туре его соперником, станет, скорее всего, не действующий президент, а Астамур Тарба, к которому перебегут определенные группировки из нынешней власти.

А пока официальные структуры Абхазии делают вид, что все путем, и республика готовится к цивилизованным выборам, результаты которых международное сообщество, ввиду непризнанного статуса «Страны души», проигнорирует. Однако на выборы (парадоксально, но факт) уже приглашены международные наблюдатели, включая депутатов Европарламента. А также их «коллеги» от клуба «Друзей Крыма». В общем, компания и кампания в Абхазии обещают быть если не балаганными, то цирковыми.