Posted 21 мая 2019,, 21:02

Published 21 мая 2019,, 21:02

Modified 31 января, 22:52

Updated 31 января, 22:52

«Ситуация достигла наивысшей точки напряжения»

21 мая 2019, 21:02
Начала большой войны с Ираном прямо сейчас не хочет никто, но она близка, как никогда ранее, полагает востоковед Александр Шумилин.

Президент США Дональд Трамп выступил с угрожающим заявлением в адрес Тегерана. «Если Иран хочет воевать, то это будет его официальным концом. Никогда впредь не угрожайте Соединенным Штатам!» — написал пару дней назад в своем Twitter Трамп, реагируя на слова иранского руководства о готовности «ударить в голову» Америке. В интервью Fox News американский лидер добавил: «Я не хочу воевать. Но у вас есть ситуации, подобные иранской, когда вы не можете позволить им иметь ядерное оружие — вы просто не можете этого допустить».

Понятно, что со стороны президента США в данной ситуации слова «я не хочу воевать» — лишь необходимая оговорка, дабы соблюсти приличия. В то же время иранская сторона, которую обвиняют в причастности к недавним ударам по четырем танкерам в Ормузском проливе, а также к обстрелам с дронов нефтяных объектов в Саудовской Аравии (в чем подозреваются йеменские хуситы, поддерживаемые Тегераном), также весьма далека от миролюбия.

В частности, даже умеренный, реформаторски настроенный президент Ирана Хасан Роухани заявил: «Я выступаю в поддержку переговоров (с США) и дипломатии, но я не считаю их правильными в нынешних условиях». Помимо прочего он отметил, что «Госдеп также восемь раз обращался к нам с просьбами о переговорах», которые, как можно понять из контекста его выступления, были проигнорированы иранской стороной.

Газета The New York Times со ссылкой на анонимные источники в Пентагоне сообщила несколько дней назад о готовности США разместить на Ближнем Востоке 120 тысяч своих военнослужащих, «если Иран совершит нападение на американские войска или продолжит работу над тем, что, по утверждениям США, являлось секретным распространением ядерного оружия». В свою очередь, источник Newsweek в Пентагоне заявил о готовности США к мощным ракетным и авиаударам по Ирану: »…когда вы получаете по 500 ракет в день, это приводит вас к деградации, что и является целью.

О том, насколько вероятен сегодня прямой вооруженный конфликт между Ираном и США, а также их союзниками, обозревателю «Росбалта» рассказал руководитель Центра Европа — Ближний Восток Института Европы РАН Александр Шумилин.

— Что вы думаете о возможности большой войны в районе Персидского залива? Напомню, что командующий Корпусом стражей исламской революции (КСИР) бригадный генерал Хосейн Салами пообещал Соединенным Штатам «удар в голову»…

— Ну, такие удары уже нанесены. Я имею в виду нападение (с дронов) на нефтяную инфраструктуру Саудовской Аравии и на танкеры в порту Фуджейра (ОАЭ). За этим стоит Иран. Это его манера, в духе «их там нет». Так вот, эти иранские «ихтамнеты» уже пущены в ход, что подогрело ситуацию еще больше. Мы имеем дело с эскалацией, которая была начата Ираном со словесного противостояния (тут важно понять, где яйцо, а где курица). После того, как Трамп ввел новые санкции в отношении Ирана, в ответ посыпались угрозы Тегерана, после чего в район Персидского залива двинулась американская ударная авианосная группа. В свою очередь иранцы показали, что не будут сидеть сложа руки, и нанесли силами йеменских хуситов ряд ударов по нефтяным объектам Саудовской Аравии и по танкерам в Фуджейре.

Речь идет о возможном подрыве мирового нефтяного рынка через блокировку Ормузского пролива. Чтобы этого не произошло, американцы и двинули туда свою авианосную группу. Таким образом мы уже имеем состояние, когда риторика со стороны Ирана перешла в стадию конкретных, хотя пока и замаскированных, военных действий.

Эти действия повлекли за собой срочный созыв саммита «нефтяной шестерки» — государств Персидского залива, посвященный военной тематике.

— Может ли последовать из всего этого следующий этап военной конфронтации?

— Разумеется, да. Но никто не хочет этого. Тот же Трамп говорит о том, что его маневры преследуют цель сдерживания Ирана и предупреждения каких-то его действий по блокированию Персидского пролива и подрыва нефтяного рынка. Собственно, примерно то же утверждает и иранская сторона. Аятоллы говорят о том, что они обойдутся мирными средствами, а генералы КСИР, у которых, как мы знаем, большая степень автономии, утверждают, что не обойдутся. Напряженность противостояния достигает сейчас такого уровня, что может сыграть и фактор случайности.

Степень напряжения в Заливе сегодня высока как никогда. Военная сила уже применена, но не против американцев, а против их союзников и партнеров — Саудовской Аравии и ОАЭ. Плюс все это сопровождается угрозами ударов по Израилю.

Поэтому, еще раз, ответ на ваш вопрос — да. Вспышка может произойти, поскольку Иран не собирается отказываться от той системы, которую он создал в регионе. Системы управляемых прокси-формирований, которые по щелчку из Тегерана — хуситы в Йемене, «Хезболла» в Ливане и прочие будут наносить удары по противникам Ирана, в то время как Исламская республика вроде как тут ни при чем. Однако уже было заявление советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона о том, что Ирану за ними укрыться не удастся.

— Готовы ли американцы нанести ракетно-бомбовые удары по Ирану?

— Я бы перефразировал ваш вопрос и задал бы его так: готовы ли американцы перейти к этой стадии, то есть к военной операции, именно сейчас? Мой ответ: нет. Они этого не хотят и занимаются в данный момент исключительно сдерживанием Ирана. Это следует, в частности, из заявлений Трампа о том, что он не хочет немедленного начала войны с Ираном.

С другой стороны, ситуация действительно достигла наивысшей точки напряжения и пока нет признаков ее ослабления, наоборот, она может продолжиться и дальше, перейти в стадию применения военной силы. Чтобы быть готовыми к этому, американцы продолжают разворачивать в регионе свои ударные соединения. Тем же самым занимаются и арабские монархии, которые сейчас мобилизуются, но тоже под лозунгом: «Мы не хотим войны».

Однако сейчас все заморозилось на стадии обсуждения сценариев дальнейших действий. Возникнет ли арабо-американская группировка без новых иранских провокаций? Будет ли она отвечать на те, что уже произошли, или «подвесит» ситуацию и станет выжидать? Надежных ответов на эти вопросы сегодня быть не может, но возможно все. Сейчас мяч на стороне арабов и США, которые обсуждают возможные варианты перехода к более масштабным шагам.

— Каков может быть сценарий боевых действий?

— Его довольно несложно представить. Будет попытка уничтожить иранский флот с одновременными ракетными и авиаударами по иранским ядерным объектам.

— В этой американо-арабской коалиции наверняка примет участие и Израиль…

— Конечно. Хотя опознавательные знаки израильтяне со своей техники, наверное, снимут. Планы эти разработаны и не скрываются. Вопрос только в деталях, времени и обстоятельствах.

Беседовал Александр Желенин