Posted 26 июля 2019,, 09:59

Published 26 июля 2019,, 09:59

Modified 31 января, 23:24

Updated 31 января, 23:24

Украинцев инцидент с танкером почему-то «не впечатлил»

26 июля 2019, 09:59
Основные версии «захвата» в Измаиле судна РФ диаметрально противоположны. Первая: Зеленского подставили, вторая — президент все знал и одобрил.

В РФ, наверное, удивятся, но в украинских СМИ и соцсетях «захват» российского танкера в Измаиле не вызвал сколько-нибудь заметного ажиотажа. Хотя кое-кто, конечно, его обсуждал, предполагая, что «ответка» последует и надо быть к ней готовым.

«Если бояться шагов в ответ, то так мы потеряем всю Украину, заявил в интервью УНИАН экс-заместитель главы СБУ, генерал-лейтенант Александр Скипальский. — Мы находимся в состоянии войны. Ничего не исключено. Агрессор не скрывает цели уничтожить наше государство. Послушайте заявления их политиков, депутатов и тому подобное. Мы постоянно должны быть готовы к тому, чтобы дать отпор».

То, что Керченский пролив необходимо вызволять из монополии РФ, не вызывает на Украине сомнений практически ни у кого, но предложение генерала — готовиться к открытой войне с Россией — в соцсетях вызвало множество усмешек. «Старик, наверное, из ума выжил и с трудом помнит свою молодость и былую армию», — писали пользователи.

Впрочем, все свершилось настолько быстро, что кто-то и глазом не успел моргнуть. СБУ и Военная прокуратура Украины задержали нефтеналивной теплоход NEYMA, который якобы блокировал украинские корабли в Керченском проливе в ноябре прошлого года, в среду вечером. На борту провели обыск, изъяли документацию, однако экипаж практически сразу отпустили на все четыре стороны, и уже в ночь с четверга на пятницу моряки прибыли в Москву, а днем — домой, в Краснодар. Сам же танкер в качестве вещественного доказательства присовокупили к делу о блокировании РФ Керченского пролива и «акта агрессии» в отношении Украины.

МИД РФ едва успел отреагировать легким «рычанием: дескать, если с голов наших граждан упадет хоть волосок, то даже не знаем, что с вами сделаем. Как видим, делать ничего не пришлось. Украинский МИД отмолчался, как, впрочем, и администрация нового президента, что дало возможность политологам и журналистам выдвигать версии, объясняющие подоплеку неожиданной операции украинских спецслужб и, естественно, возможных вариантов развития событий. Главное: кому это и зачем было нужно и к чему приведет.

Версия первая: Зеленского подставили

Согласно этой версии, задержание танкера — не что иное, как попытка «старых властей» осложнить жизнь новому президенту и указать ему, кто реально управляет страной. Как-то подозрительно по времени событие совпало с процессом переговоров по освобождению 24 украинских моряков, когда уже казалось, что усилия украинской омбудсвумен Денисовой вот-вот должны увенчаться успехом. Высказывается мнение, что арест танкера сорвет все переговоры по данной теме и загонит ее в тупик, чего и желают «бывшие».

Заодно под сомнение ставится правдивость объяснений, представленных СБУ. По информации Службы безопасности следует, что танкер NEYMA сыграл едва ли не ключевую роль во время операции в Керченском проливе. В то время, как в сообщении ВМС Украины от 25 ноября 2018 года указанный танкер вообще не фигурировал как участник инцидента. Тогда украинские силовики упоминали российские пограничные катера типа «Соболь», ПСКР «Дон», катера типа «Мангуст», МПК «Суздалец», которые осуществили «откровенно агрессивные действия против кораблей ВМС Украины».

Так что «конторе» предстоит убедить украинский, самый гуманный суд в мире, что частное судно блокировало пролив именно по заданию ФСБ, а не просто стояло на рейде. Поэтому пока задержание выглядит все же чисто политическим актом с сомнительной доказательной базой. Не пришлось бы потом извиняться и выплачивать штрафы.

В общем, версия «Президента подставили» кажется вполне правдоподобной. Внутри страны у него недоброжелателей, не желающих отходить от управления государством, хватает. Однако слабое ее место в том, что если и подставили Зеленского при помощи СБУ, то, получается, что не старые кадры, а новые, назначенные самим Владимиром Александровичем. Это что, заговор? Ну либо, в лучшем случае, получается, что назначенцы не справились с «осколками» старой системы и не способны пока ими управлять.

Версия вторая: Задержание танкера — инициатива Зеленского

Задержание танкера состоялось при новом президенте, которого уже неоднократно критиковали за бездействие, «пророссийскость» и нерешительность в отношении «агрессора». По мнению приверженцев этой точки зрения, Зеленский определил для себя политические приоритеты, показал зубы и начал кусаться, перейдя от обороны в наступление. То есть для него задержание танкера ничто иное, как первый реальный шаг в отстаивании интересов Украины, который хотя бы разозлит Кремль.

«Решение о задержании было одобрено Владимиром Зеленским накануне, 24 июля, — сообщил на своей странице в Facebook главред «Цензор.Нет» Юрий Бутусов, близкий к окружению президента. — Решение принималось непросто, поскольку было очевидно, что арест приведет к ответным действиям РФ. Хотелось бы поблагодарить за профессиональные действия сотрудников СБУ и военной прокуратуры, которые четко выполнили указ президента и провели задержание нарушителей».

Можно было бы подвергнуть сомнению неофициальную информацию журналиста, но до сих пор он не был замечен в распространении фейков и имеет крепкую репутацию.

В этой версии, однако, тоже не без слабых мест. Как-то половинчато и неубедительно Зеленский начал «противостоять» России. Если хотел получить дополнительные козыри, то почему отпустил экипаж танкера, который можно было бы если и не обменять напрямую на украинских моряков, то хотя бы им поторговаться? Испугался и пошел на попятный? Еще того хуже.

Впрочем, журналисты в совместных с политологами гаданиях допускают, что таким образом президент подчеркнул отличие «украинских» методов от «российских». Дескать, «заложников» не берем, соблюдаем международные законы, невиновных отпускаем. Примерно, кстати, такое объяснение содержится в официальной информации СБУ: моряки к прошлогоднему событию непричастны и потому могут ехать домой.

Для многих, конечно, выглядит странно, что сам Зеленский по этому поводу ничего не сказал, но, может, он как раз специально хранит молчание по «обычному полицейскому делу», не стоящему, получается, выеденного яйца. Дескать, Украина государство правовое, не вручную управляемое, те кому положено — разобрались. При чем тут он?

Действительно, если бы сам президент отдал команду «Немедленно отпустить!», то это бы выглядело достаточно грубо и прямолинейно: ну вы же видите, что я хороший, давайте снова дружить! А так, можно и впрямь допустить, что это такой завуалированный призыв «помириться», не дескритируя Зеленского в глазах национал-патриотов. Украина же проявила добрую волю — проявите теперь и вы. Но не слишком ли «тонко»? Весь вопрос теперь в том, сочтут ли в Москве этот инцидент «проявлением доброй воли» либо же — «нагнетанием напряженности».

Валентин Корж, Днепр, Украина