Posted 20 августа 2019,, 14:43

Published 20 августа 2019,, 14:43

Modified 31 января, 23:35

Updated 31 января, 23:35

Гонка вооружений становится двухсторонней

20 августа 2019, 14:43
США после выхода из ДРСМД рассчитывают быстро избавиться от военного паритета с РФ, отмечает эксперт Павел Фельгенгауэр.

Успешное испытание американскими военными крылатой ракеты «Томагавк», вероятно, станет точкой отсчета новой гонки ракетных и ядерных вооружений в мире. Впрочем, при желании можно считать такой точкой и выход США, а затем и России из Договора о запрете ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД).

По мнению американцев, договор первой нарушила Москва, испытав еще в 2014 году крылатые ракеты средней дальности. Речь идет о российской ракете 9М729 («Искандер-К»). По мнению американских аналитиков, кулуарно подтверждавшемуся и некоторыми российскими специалистами и журналистами, «Искандер-К» может наносить удары по целям до 2000-2600 км.

О том, что значат последние испытания «Томагавка» и справится ли Россия с новой гонкой вооружений, в интервью обозревателю «Росбалта» рассуждает независимый военный эксперт и журналист Павел Фельгенгауэр.

— Можно ли говорить, что с испытанием новой американской ракеты стартовала новая гонка вооружений?

— В какой-то мере да, но пока ничего такого особенного (не произошло). Источники в Пентагоне уже давно говорили, что первым делом после закрытия ДРСМД они испытают техническую возможность запуска морской крылатой ракеты «Томагавк» с наземного носителя (с грузовика). Насколько можно понять, это и произошло.

— Речь идет о модернизированном «Томагавке»?

— Нет, это старая ракета. Ее размещение и развертывание в настоящий момент не предусмотрено. Это была проверка технической возможности сделать это быстро. «Томагавк» очень старое изделие. Его ядерных вариантов сегодня не существует. Когда-то они были, но при Обаме все ядерные «Томагавки» были утилизированы, так как этот президент был принципиальным противником ядерного оружия. Обама вообще в одностороннем порядке ликвидировал значительную часть американского ядерного потенциала. У американцев почти не осталось нестратегического (тактического) оружия. Боевые части этой ракеты также были утилизированы.

Так что это (нынешний запуск «Томогавка») практически ничего не меняет. Конечно, они могут воссоздать ядерный вариант этой ракеты, но большого смысла в этом нет, поскольку ракета не новая, 1970-х годов. У них сейчас создаются новые ракеты разных видов, в том числе, и крылатые различного базирования, в которых будет использована и технология «Стелс» (stealth-технологии — комплекс способов снижения заметности боевых машин — «Росбалт»), и увеличена дальность полета до 5000 км и так далее.

— А что представляют из себя сегодня американские ракеты, размещенные в Европе?

— Это ракеты так называемого «двойного ключа». Американцы оставили их, потому что на этом настаивали европейцы. Эти ракеты предназначены для европейских самолетов. Американцы не могут их использовать, так как они приспособлены для европейских носителей и находятся под «двойным ключом». То есть для их использования требуется разрешение не только США, но и той европейской страны, в которой они размещены.

Ну и вообще у американцев сейчас практически нет нестратегического ядерного оружия, то есть нет крылатых ракет морского базирования с ядерными боеголовками и вообще нет тактических ракет.

— А у нас?

— У нас есть «Искандеры», «Калибры». Поэтому у американцев сейчас разработана программа оснащения баллистических ракет «Трайдент» специальными блоками малой мощности. Это было объявлено год назад в ответ на то, что, по их мнению, Россия нарушает ДРСМД.

Но воссоздавать боевые блоки для испытанной на днях ракеты они, скорее всего, не будут.

— А что будут?

— Они разрабатывают целый ряд новых ракет. В том числе, гиперзвуковые, воздушного, морского и наземного базирования. Развертывание их планируется в 2022-23 гг.

Дело в том, что при Обаме в Конгрессе было достигнуто межпартийное соглашение между демократами и республиканцами, которое состояло в секвестре бюджетных военных расходов. То есть в то время, как в России где-то с 2010 года наращивались военные расходы, Америка разоружалась. Шла вот такая странная гонка вооружений…

После того, как президентом США стал Трамп, он отказался от этого межпартийного соглашения и начал активно увеличивать военные расходы. Так что теперь гонка вооружений действительно началась и будет носить характер именно гонки, а не одностороннего разоружения одних и вооружения других.

Новые американские ракеты будут, скорее всего, неядерными, и, по-видимому, с возможностью наносить удары по движущимся целям с высокой точностью. То есть если у «Першингов» (Pershing II — американская твердотопливная баллистическая ракета средней дальности — «Росбалт») точность составляла несколько десятков метров отклонения, то у новых ракет она будет уже несколько метров. Плюс это будут уже гиперзвуковые ракеты с подлетным временем, условно говоря — от Польши до Москвы, буквально в 3-4 минуты. При такой высокой скорости и точности ядерный заряд и не обязателен.

— Стоило ли России отказываться от ДРСМД? Может, лучше было отказаться от нашей ракеты 9М729, на которую нам указывали американцы как на нарушающую этот договор?

— Специалисты говорят, что не стоило отказываться от этого договора. Но решение в Кремле и Генштабе в свое время приняли.

Мой старый друг генерал-майор, доктор технических наук Владимир Дворкин, участвовавший в свое время в подготовке ДРСМД, считает, что это (отказ от этого Договора) было очень серьезной ошибкой.

— Потянет ли Россия новую гонку вооружений?

— На это весь расчет помощника Трампа по национальной безопасности Джона Болтона, который хочет похоронить и договор СНВ-3 (Договор о дальнейшем сокращении стратегических ядерных вооружений между Россией и США, подписанный в 2010 году, — «Росбалт»). По мнению Болтона, оба договора искусственно поддерживают паритет между Москвой и Вашингтоном. Притом что экономика России по ВВП более чем в десять раз меньше американской, (в этой гонке) Москва достаточно скоро отстанет и никакого военного паритета между двумя странами уже не будет. Таков взгляд Болтона на эти проблемы, который разделяется и Трампом.

Беседовал Александр Желенин