Posted 27 августа 2019,, 10:20

Published 27 августа 2019,, 10:20

Modified 30 марта, 16:07

Updated 30 марта, 16:07

США требуют доказательств, что Грузия — суверенное государство

27 августа 2019, 10:20
Вашингтон пытается «раскрутить» Тбилиси на скорейшее строительство порта в поселке Анаклия, расположенном прямо на границе с Абхазией. Чем ответит Россия?

На фоне обострившихся в июле грузино-российских отношений в Сакартвело происходят процессы, сильно раздражающие Москву. И если у последней оставались еще сомнения в связи с начатым и приостановленным из-за «коррупционных сделок» строительством порта Анаклия в шаговой доступности от Абхазии, где дислоцированы российские военные базы, то их развеял, не в пользу РФ, бывший высокопоставленный чиновник Госдепа США и экс-куратор Вашингтона по Грузии Мэтью Брайза, не потерявший своего политического влияния и поныне. По данным агентства «Интерпрессньюс», в беседе с IWPR (Институт по освещению войны и мира) американец сделал весьма недвусмысленные заявления.

В частности, он не скрыл, что порт Анаклия может оказать огромное влияние на перспективу вступления Грузии в НАТО и ее устремление в Евросоюз. Причем тема России в контексте строительства порта Анаклия получилась, исходя из прямой речи Брайза, ключевой. «С учетом того, что порт Анаклия ослабит экономическое влияние России и способность контролировать Грузию, я думаю, это именно то, чего больше всего боится Россия. Думаю, если США и НАТО регулярно будут представлены в Анаклия, Россия, разумеется, будет противостоять этому».

Дальше — если не шантаж, то прямое давление на «самолюбие» Тбилиси: «Если проект Анаклия провалится, это будет знаком того, что у Грузии не настоящая, а эфемерная независимость, что вы — квазисуверенное государство». Он также добавил, что американские военнослужащие могут использовать порт Анаклия для поставок грузов, включая военные, в Афганистан — это вместо турецкого порта Мерсин. Словом, «Анаклия усилит стратегическое партнерство Грузии с Соединенными Штатами», ну и даст ей больше возможностей для экономической активности, которой, подчеркнем, не вполне достаточно сейчас в условиях действующих крупных портов страны — Поти и Батуми.

Напомним, это уже не первый случай, когда США попеняли Грузии в связи с затянувшимся строительством порта. «Росбалт» уже приводил прямую речь госсекретаря Майкла Помпео во время его встречи с грузинским премьером Мамукой Бахтадзе — первый выразил надежду на то, что «строительство порта будет доведено до конца, и Грузия избавится от влияния экономик Китая и России».

Собственно, порт Анаклия ничего не значит в плане столь «пагубного» влияния, и дело, вероятно, в том, что он глубоководный, расположен впритык к Абхазии, военным базам РФ и, не исключено, задуман в качестве «стоянки» для военно-морского флота США с тем, чтобы полноценно застолбить американское военное присутствие на Черном море и вблизи Каспия. А там рукой подать до всего региона Центральной Азии.

Но тут, как назло, произошла незадача. Американская компания Conti Group, имеющая более чем вековой опыт многопрофильной деятельности и готовая внести весомый вклад в инвестирование строительства порта, вышла из консорциума развития Анаклия, основателями которого выступили она сама и грузинская компании ТВС Holding. А предварительно против руководителей и акционеров ТВС в Грузии возбудили уголовные дела: им инкриминируют коррупционные сделки. То есть порт лишился главного своего инвестора, и теперь, как сообщила министр экономики и устойчивого развития Грузии Натия Турнава, «Мы ждем возмещения этой утраты партнером с адекватными финансовыми ресурсами и опытом». Надо полагать, что выход американской компании из Консорциума сделал практически невозможным завершение строительства порта, как анонсировалось, в 2021 году. Заметим также, что стоимость проекта составляет, по самым скупым подсчетам, 2,5 миллиарда долларов.

Вопрос, кто заменит Conti, пока остается открытым. Но в Грузии есть сторонники конспиративных теорий, утверждающие, что Россия, под западной «вывеской», непременно постарается «сунуть нос» в Анаклия и прибрать его к рукам. Муссирование соответствующего утверждения направлено, скорее всего, на политическую дискредитацию лидера правящей партии «Грузинская мечта», олигарха Бидзины Иванишвили, которого оппоненты усиленно пытаются «пристегнуть» к компании «блюстителей интересов Кремля».

Между тем интересы этого самого Кремля терпят явный крах: министр обороны Грузии Леван Изория заявил, что такого тесного, интенсивного сотрудничества как сейчас, между Тбилиси и Вашингтоном еще никогда не было, и со дня на день стороны подпишут трехлетнее соглашение о взаимодействии в военной сфере. Детали этого документа не разглашаются, что дает обильную пищу как для примитивных политических спекуляций, так и для выстраивания возможных траекторий военно-политического контекста, отягощенного кризисом в грузино-российских отношениях и отношениях РФ с Западом.

Наблюдатели заговорили о том, что Грузия готова разместить у себя американские военные базы, против чего ранее выступила президент страны Саломе Зурабишвили. Напомним, она заявила, что Грузии «не следует предпринимать шаги, которые будут расценены как провокация». «Я не думаю, — сказала она, — что США готовы разместить у нас военную базу. Вероятно, такие действия вызовут негативную реакцию не только России, но и различных террористических движений, которые до сих пор активны на Кавказе». С логикой президента Грузии министр обороны не согласился и подтвердил, что всячески будет поддерживать размещение в стране иностранных военных баз. И тут подоспела близкая перспектива подписания военного соглашения с США, не расшифрованного и, соответственно, вызывающего толки.

Одни считают, что имеется в виду открытие на территории страны американских (натовских) военных баз, другие, — что нечто вроде того. Третьи полагают, что речь идет «всего лишь» о так называемых пунктах совместной безопасности, именуемых также «Лепестки лилии». Однако лилии или клена — неважно, равно и как место их дислокации — вблизи Южной Осетии и Абхазии или подальше. Это в любом случае вызовет реакцию России, даже с учетом того, что на таких «лилиях» иностранный военный контингент большим не бывает.

Однако, говорят военные аналитики, такие «лепестковые» базы на территории другого государства способны оперативно трансформироваться в ударные и логистические армейские плацдармы. Да, есть от чего Москве почесать затылок. Впрочем, может не стоит утруждать себя «разминанием пальцев»? Ведь вот уже сколько лет говорят об открытии в Грузии американской военной базы, а воз и ныне там. И в НАТО обещают принять, а страна, несмотря на «открытые двери» Североатлантического альянса, все еще топчется в его предбаннике.

Но вместе с тем военное сотрудничество Тбилиси с США и НАТО усиливается от года к году. Так что в Грузии альянса уже много, равно как и Грузии в альянсе, что справедливо подчеркнули власти страны. И Москва припозднилась активно сопротивляться такому положению дел, а США, в свою очередь, припозднились открывать собственную военную базу в Грузии на постоянной основе — это надо было делать тогда, когда Россия была значительно слабее, чем нынче. Теперь же, если это последнее обстоятельство не будет учтено, «лепесток лилии» может быть просто сорван Россией любыми доступными, однако вряд ли военными способами. В большой политике принято торговаться, а для России, США и НАТО Грузия является всего лишь разменной картой и орудием шантажа в «пульке» мировых игроков.

Что касается «много НАТО в Грузии». У страны имеется индивидуальный план партнерства с альянсом. В республике открыт учебный центр НАТО. Военный блок регулярно проводит в Грузии масштабные военные учения. Грузинский контингент был представлен в Афганистане, в рамках миссии НАТО, почти двумя тысячами военнослужащих — это очень много для такой маленькой страны, тем более, не являющейся членом альянса. Прежде грузинские военные помогали НАТО в Ираке. Но Плана действий по членству в альянсе Грузия все же не получила. Почему? Испугалось ли НАТО хоть и не масштабной, а локальной «войнушки» с Россией?

А отношения Грузии с США — это отдельная, и более серьезная тема, чем взаимодействие страны с НАТО, поскольку далеко не все государства последней желают видеть Сакартвело в своих рядах. Военное сотрудничество сторон началось практически сразу же после обретения Грузией независимости. Бюджет США довольно щедро тратился на своего нового южно-кавказского партнера. Это и подготовка антитеррористических групп, и финансирование программы «Обучение и оснащение», и обустройство тренировочного центра в предместье Тбилиси, и подготовка нескольких тысяч грузинских военных для операций в «горячих точках». Ну и, разумеется, США подкидывают Грузии кое-какое вооружение и т. д.

Ошибочно считать, что в Грузии все поголовно выступают за размещение военных баз США или НАТО на территории страны. Но те, кто против, явно в меньшинстве, и их убеждают, что другого пути для усиления обороноспособности страны не существует. На деле же, учитывая фактор России, получается наоборот: если в Грузии появятся военные базы НАТО или США, над страной нависнет большая угроза, и все разговоры о «национальных интересах» и суверенитете вылетят в трубу.