Posted 2 сентября 2019,, 15:32

Published 2 сентября 2019,, 15:32

Modified 31 января, 23:41

Updated 31 января, 23:41

Лондон тонет за кормой

2 сентября 2019, 15:32
Brexit грозит не только привести к выходу Соединенного Королевства из Евросоюза, но и положить конец существованию британской монархии.
Сюжет
Brexit

Новый премьер-министр Великобритании Борис Джонсон при поддержке королевы ведет страну к выходу из Европейского Союза без какого бы то ни было соглашения. С его подачи дисциплинарный комитет правящей Консервативной партии (тори) припугнул всех однопартийцев-парламентариев. Мол, если они рискнут поддержать любой законопроект, направленный против выхода страны из Евросоюза без соглашения об условиях, то их лишат права в дальнейшем представлять тори в Палате общин. Это значит, что и в будущем они не смогут выставлять свою кандидатуру на выборах от Консервативной партии.

Эта атака Бориса Джонсона на однопартийцев говорит не о его силе, а скорее о слабости и страхе. Он явно опасается проиграть борьбу против парламента за то, чтобы не договариваться с ЕС об условиях выхода, а пойти на «жесткий Brexit» без соглашения. В конце августа ради этого (хотя глава правительства связь своего прошения с Brexit и отрицает) Джонсон попросил монарха приостановить работу парламента до 14 октября.

Согласившись с его просьбой, королева Елизавета II 28 августа официально одобрила приостановку работы парламента. Отсрочка заседаний, в соответствии с монаршим решением, должна вступить в силу 9—12 сентября и продлиться до 14 октября.

Вмешательство королевы в главный британский спор современности вызвало массовые протесты. Причем не только в Лондоне или шире в Англии, но и в других «составляющих» Соединенного королевства — Шотландии, Уэльсе, Северной Ирландии.

Парламент намерен оспорить монаршее решение. Представители оппозиционной Лейбористской партии говорят, что уже 3 сентября они представят в Палате общин план по недопущению выхода Соединенного Королевства из Евросоюза без сделки об условиях Brexit. При этом их поддерживают и многие консерваторы, включая таких известных, как, например, экс-премьер Джон Мейджор.

Новая угроза со стороны премьера этих тори вряд ли напугает. Партия находится в кризисе, куда ее загнала неспособность ни осуществить, ни отменить Brexit. Ее рейтинги так низки, что большинство действующих членов Палаты общин и так вряд ли могут рассчитывать на переизбрание под флагами Консервативной партии. Даже беспартийными им сейчас быть безопаснее.

В то же время упорство Джонсона только укрепляет всех потенциальных сепаратистов в намерении выйти из состава Соединенного Королевства. В первый же день Джонсона на посту премьера он получил сообщение от правительства в Эдинбурге, в котором говорилось о намерении назначить новый референдум о возможности отделения Шотландии от Великобритании и сохранении ее составе ЕС.

В Уэльсе о похожем сценарии пока только говорят. Ну а Северная Ирландия, которая из-за Джонсона может оказаться отрезана от остальной Британии полноценной границей, таможней и визами, и вовсе готова взбунтоваться.

При этом всем понятно, что распад Соединенного Королевства может поставить под вопрос само будущее британской монархии. Королева Елизавета II, по словам ее окружения, старается не вмешиваться в процесс Brexit. В прошлом она, действительно, стремилась дистанцироваться от этого конфликтного вопроса. И долгое время ей это удавалось. Но сейчас она откровенно пошла на поводу у Бориса Джонсона, демонстрируя поддержку его плана выйти из ЕС без предварительного соглашения.

Королеве этого теперь явно не забудут — ни оппозиционная Лейбористская партия, которая при премьере Тони Блэре уже пыталась обсуждать возможность демонтажа монархии, ни жители составных частей Соединенного Королевства, ни, наконец, даже многие консерваторы, оказавшиеся в оппозиции к премьеру. И даже если Джонсон выстоит, это может иметь долгосрочные последствия в случае смены власти.

А она неизбежно случится — если не на досрочных выборах, проведения которых добивается оппозиция, то уж точно на выборах 2021 года, потому что невозможно представить, чтобы тори смогли вернуть себе былую популярность. И тогда лейбористы, и без того склонные к обсуждению темы «ненужности» монархии, вполне могут реализовать свои старые идеи. А вот Елизавета II из-за своей позиции по Brexit может не только поставить рекорд по продолжительности пребывания на троне, но и стать последним монархом Соединенного Королевства.

Тем более, что и соединять к тому времени, возможно, будет уже просто нечего и она окажется просто «королевой Англии» без прочих регалий. Разве что, ее согласятся приютить в Канаде, Австралии или каком-нибудь еще из 16-ти государств Британского Содружества, для которых Елизавета II остается формальным главой государства.

Так что Brexit, запущенный наиболее консервативной частью британского общества с целью вернуться назад в «прекрасное прошлое» без Евросоюза, может разрушить сами основы британского консерватизма. От них останется разве что чаепитие, да раковины с двумя кранами.

Иван Преображенский