Posted 5 сентября 2019,, 06:40

Published 5 сентября 2019,, 06:40

Modified 30 марта, 16:04

Updated 30 марта, 16:04

«Защитник русских» станет премьером Грузии

5 сентября 2019, 06:40
В республике сменяется глава правительства. Кандидату тут же припомнили разгон участников «антироссийских» акций, что спровоцировало новые протесты.

Все лето, после «провокационного» посещения Тбилиси депутатом Госдумы Сергеем Гавриловым и последующими за ним акциями протеста с «русофобским» душком, а затем их силового разгона, оппозиция Грузии и ее сторонники требовали отставки главы МВД Георгия Гахарии. Но, видимо, для лидера правящей партии «Грузинская мечта» олигарха Бидзины Иванишвили, Гахария — не тот человек, которого можно «сдать», его следует лишь поощрять. Что и было сделано: премьер Мамука Бахтадзе подал в отставку, а на его место — фактически первого лица, поскольку Грузия является парламентской республикой, — правящая партия избрала Гахария. Скандал получился громкий.

Причины, по которым ушел Бахтадзе, слывший фаворитом олигарха, но проработавший премьером чуть больше года, не известны. Но о них можно догадываться — недостаточно крут для сегодняшних грузинских реалий. Шеф «мечтателей» похвалил шефа министров за «уход в очень культурной форме», а сам отставной глава правительства пояснил, что он свою миссию выполнил: «Созданы рамки стратегического развития, началось их внедрение и обеспечение стойкости». По социально-экономическому положению страны этого, правда, не заметно. Да и кого во власти смущает такая «безделица»?

А дело сейчас в том, что премьером назначен человек, отставки которого настойчиво требовали его оппоненты и «простые люди», а также в пертурбации силового блока. Это вызвало новые протесты в парламенте и на улице, грозящие перерасти в масштабные. А также подтверждающие, что в стране имеет место острый политический и социально-экономический кризис.

О том, что ненавистный многим чиновник возглавит правительство, стало официально известно в день открытия осенней сессии парламента, однако соответствующие слухи распространились гораздо раньше. Тбилиси пришел в движение. У входа в здание законодательного органа выстроился так называемый «коридор позора», и всех проходящих по нему провожали свистом и возгласом «Раб!». Оппозиционные депутаты тоже громко свистели, но уже в зале заседаний — наиболее шумных даже попросили удалиться. А за стенами парламента участники акции протеста скандировали «Позор!» и развернули плакаты с надписями «Правительство без Гахария!» и «Вы совсем оглохли?». Обстановка контролируется усиленными нарядами полиции.

Но почему так ополчились против Гахарии? Считается, что ему не могут простить действий полиции во время беспорядков, спровоцированных «фактором Гаврилова». Тогда митингующие пытались ворваться в парламент, вступили в рукопашный бой с полицейскими, швыряли в них камни и палки. Силовики применили слезоточивый газ и резиновые пули. Пострадали 240 человек, включая 80 полицейских. Оппозиция считает, что правоохранители применили непропорциональную силу. Некоторые из них поплатились работой за свою ретивость.

В общем, убрать его из МВД не получилось. Мало того, он пошел на повышение, что воспринято в протестном электорате как «плевок в лицо грузинского народа». И вряд ли активные оппоненты Гахария согласятся просто «утереться». А это означает, что страну ждут новые беспорядки, не исключено, более серьезные, чем летние, то есть «постгавриловские». И теперь, чтобы как-то угомонить страсти, Иванишвили придется пойти на новые уступки оппозиции — в результате летней «гаврилиады» и накала политических страстей он, напомним, согласился на проведение парламентских выборов осенью будущего года только по пропорциональной системе и при нулевом (!) проходном барьере в законодательный орган.

Но при этом все же вышло «баш на баш»: власти расстарались настолько, что сумели вырвать у радикальной оппозиции ее главный рупор и инструмент мобилизации населения — телеканал «Рустави 2». Не исключено, однако, что в Грузии вскоре появится другое радикально оппозиционное телевидение. Но кто есть Гахария, которого одни ненавидят, а другие курят ему фимиам? И почему его личность ассоциируется у иных с началом урегулирования грузино-российских отношений? Почему снова «вылезла» Москва?

Возможно, потому, что он, после окончания исторического факультета Тбилисского госуниверситета, в течение шести лет проучился в МГУ, и получил там степень магистра политических наук, а затем продолжил образование в Высшей бизнес-школе того же московского вуза. Потом работал в частном бизнесе — (SFK Group — генеральный директор; Lufthansa Service Holding AG — директор развития бизнеса по странам Восточной Европы, СНГ и России). В Грузии «движение вверх» началось в 2013 году с должности бизнес-омбудсмена. Оттуда он скаканул, ненадолго, в кресло министра экономики, а затем — главы МВД.

Мягкотелостью на этом последнем посту Гахария явно не отличался: помимо летнего тбилисского «эпизода», ему ставят в строку «наведение порядка» в Панкисском ущелье — 55 пострадавших, включая полицейских; спецоперацию в ночных клубах, ответом на которую стали акции протеста. В общем, по части «охраны правопорядка» крутизны у Гахария хватает, но вот почему-то при этом уровень преступности в Грузии не снижается.

Тем не менее, многие в стране остались довольны кандидатурой этого силовика на пост премьер-министра. В частности, Sputnik цитирует политолога Тамар Кикнадзе, выразившей уверенность в том, что «Гахария — фигура очень удачная». По ее пояснению, «у него — хорошее образование… Раз человек знает философию, он понимает закономерность развития общества … У него есть рейтинг среди населения. Нам надо как-то найти общий язык с Москвой, и, мне кажется, эта фигура будет этому способствовать».

Для одних такая рекомендация (о сдержанности Гахария на «русофобском фронте» говорят уже многие) — весьма привлекательна. Но, имея в виду других, готовых усмотреть в любой «нематерной» русской теме предательство интересов Грузии и вообще активное членство в «пятой колонне Кремля», она наверняка вызовет новые спекуляции в отношении нового премьера.

Между тем он уже анонсировал ряд изменений в правительстве, и пока они касаются только силового блока. В частности, главой МВД станет Вахтанг Гомелаури, возглавлявший Службу государственной безопасности. К министру обороны Левану Изория отойдет Национальный совет безопасности (совещательный орган), а освободившееся место займет экс-премьер и политический секретарь «Грузинской мечты» Ираклий Гарибашвили.

Итак, это уже пятый премьер после победы «мечтателей» на парламентских выборах 2012 года. Его утверждение, как и нового состава правительства, должно состояться 8 сентября. Судя по тому, что у правящей партии в парламенте больше мандатов, чем у всей оппозиции, проблем с «добром» не будет. Однако это не означает, что Гахария придется легко и дальше — его и старо-новое правительство продолжат склонять на каждом шагу как по объективным, так и по субъективным мотивам. И процесс этот будет набирать силу по мере приближения парламентских выборов, назначенных на осень будущего года. На них оппозиция рассчитывает выбить власть из рук «мечтателей».

В общем, в лице Гахария Иванишвили обрел «железную десницу», но это еще не гарантия того, что она не дрогнет. В Грузии крайне тяжелое социально-экономическое положение с зашкаливающим уровнем безработицы, и именно оно, а также градус страха перед возвращением экс-президента Михаила Саакашвили в страну, станет решающим фактором, спасет ли новый премьер «Грузинскую мечту» от провала на предстоящих выборах. Собственно, потому его и назначили: сторонники Гахария говорят, что он сумел сорвать летом генеральную репетицию очередной «революции роз» в стране.