Posted 9 сентября 2019,, 10:55

Published 9 сентября 2019,, 10:55

Modified 31 января, 23:43

Updated 31 января, 23:43

Украина — Россия: для кого размен удачней?

9 сентября 2019, 10:55
Киев отдал РФ даже «главного фигуранта» по делу о трагедии MH17. То ли его ценность несколько преувеличивалась, то ли таково было обязательное условие Кремля.

Произошедший 7 сентября обмен пленными, заключенными, подследственными и прочими «удерживаемыми лицами» между Украиной и Россией, можно сказать, оценили во всем мире. Глава МИД Франции заявил, что у двух когда-то братских стран появился шанс выйти из кризиса, Эммануэль Макрон, которого называют одним из главных посредников между Путиным и Зеленским, считает обмен шагом к возобновлению переговоров по разрешению конфликта. Американский же президент пошел дальше всех: из его эмоционального выступления-поздравления, если не знать, что произошло на самом деле, можно было бы предположить, что конфликтующие страны чуть ли уже не примирились, и осталось только обняться и выпить по чарке.

На самом деле пока все благополучно закончилось только для вернувшихся из заключения и их родственников, однако вопросы остаются. Что это было: шаг к примирению и окончанию военного противостояния в Донбассе или просто «хитрая дипломатия»? И сколько Зеленскому пришлось «заплатить» за это — на Украине мало кто верит в добрую волю и бескорыстие «соседа-агрессора».

Однако в том, что это серьезный успех нового украинского лидера, сомневаться не приходится. Все знают, что в опасное путешествие, фактически под пули, закончившееся пленом, послал моряков Порошенко, а вот вызволил — Владимир Александрович Зеленский. Этот факт пришлось признать почти что всем. Порошенко, правда, заявил, что решение вопроса было предопределено благодаря вердикту международного трибунала, и что это — заслуга прежнего руководства, но на его похвальбу никто внимания не обратил. Главный же до этого момента «доброволец-переговорщик» Виктор Медведчук на собственном телеканале «112 Украина» подробно перечислил свои личные успехи в деле возвращения украинских заключенных на родину, но отметил, что новая команда совершила в этом направлении настоящий прорыв.

Похвала Зеленскому из его уст прозвучала несколько неожиданно, однако, возможно, это не только дань справедливости, но и попытка «задобрить» нынешнего президента. «Самовольные» поездки Медведчука в Кремль раздражали в свое время Порошенко, но продолжают они бесить и Зеленского. Так что лидера оппозиции еще могут подстерегать неприятности. Депутат из фракции «Слуга народа», глава комитета по внешней политике Верховной рады Богдан Яременко даже анонсировал рассмотрение законопроекта, который предусмотрит наказание за проведение переговоров от лица государства неуполномоченными на то лицами. «Мы не намерены договариваться в обход своего суверенитета, в обход своих интересов. Это россияне должны понять, — подчеркнул нардеп в эфире ТСН. — Поэтому эти вояжи для того, чтобы попиариться на теме, „нюхнуть“ газа, это вредно. Цена этого — человеческие жизни. Это надо трактовать только так».

Интересен прошедший обмен еще и тем, что декларировавший публичную прозрачность своей деятельности Зеленский на этот раз засекретил все детали этой процедуры. В принципе, это логично — чтобы не порождать разочарований, если что-то сорвалось или перенеслось. Также под предлогом конфиденциальности не нужно отчитываться о том, на какие уступки России (если они были) пришлось пойти.

Хотя одна из таких «уступок», делающих обмен в глазах многих неравноценным, лежит на поверхности. А именно: освобождение из украинской тюрьмы украинского гражданина Владимира Цемаха, которого называли одним из главных фигурантов дела о сбитом в 2014 году «Боинге».

Почему этого экс-ополченца, всего-то навсего обеспечивавшего противовоздушную оборону своей бригады в 2014-м при помощи 23-мм зенитных установок, считали такой уж важной персоной — сказать сегодня трудно. Понятно, что сам за «Буком» он точно не сидел, но, видимо, следствие полагало, что он знает что-то эдакое сверхсекретное, а потому для его ареста СБУ решилось на операцию невиданного масштаба. Цемаха похитили из Снежного в ДНР, от которого до линии разграничения более 40 км, а при его вывозе на украинскую территорию один спецназовец погиб, второй — потерял ногу.

Голландские следователи очень просили Киев не отдавать его РФ, рассчитывая на Цемаха как на свидетеля на слушаниях в Гааге. 40 депутатов Европейского парламента обратились с аналогичным призывом к Зеленскому, однако тот все же пошел на этот размен. То ли это было непременным условием российской стороны, то ли ценность Цемаха не так уж и велика. По словам помощника украинского президента Андрея Ермака, который возглавлял рабочую группу, занимавшуюся вопросами обмена пленных, «важность Цемаха для расследования должен установить суд». Интересно, как он теперь будет это делать?

«Фигурант дела — это не процессуальный статус, — отметил в интервью „Обозревателю“ экс-глава следственного управления СБУ, генерал-майор Василий Вовк. — Фигуранты дела — это тысячи и тысячи жителей Донбасса, которые наблюдали движение „Бука“, выстрел, падение. Мы должны знать, что Цемах не так уж и важен, и не такой уж и крутой». По словам генерала, на сегодняшний день бывший ополченец не является официальным подозреваемым по этому делу и его можно было привлечь к ответственности только в качестве пособника в совершении преступления, что, впрочем, не так просто доказать. Логично. Только зачем же его тогда похищали?

По словам экс-генпрокурора Юрия Луценко, Цемаха накануне обмена допросили, но тот «отказался сотрудничать со следствием». Передать его Нидерландам было нельзя, поскольку он является гражданином Украины, а вот России — оказывается, можно, поскольку то ли свидетель, то ли подозреваемый был не против. Так что теперь голландцам придется требовать его уже у России, которая как раз выдать его может, но вряд ли захочет.

Сам Зеленский благоразумно не комментирует эту ситуацию. Родственники погибших пассажиров, понятно, возмущены, а вот большинство украинцев за возвращение домой «узников Кремля» даже такой ценой, скорее всего, простят своему президенту его сговорчивость. Главное ведь результат и, так сказать, положительная динамика: 35 граждан вернулись, регулярный телефонный контакт с Путиным налажен, вопрос о переговорах в нормандском формате обсуждается, об «обмене» Крыма на Донбасс никто вслух не говорит. Ну, а скорого окончания войны президент Украины и не обещал.

Валентин Корж, Днепр, Украина