Posted 16 сентября 2019,, 16:06

Published 16 сентября 2019,, 16:06

Modified 31 января, 23:47

Updated 31 января, 23:47

Война дронов: дешево и сердито

16 сентября 2019, 16:06
После нападения хуситов на саудовские НПЗ все «шишки» летят в сторону Ирана, а пряники достаются России.

Успешные атаки в современном мире происходят «дешево и сердито». Ночью 14 сентября два крупных нефтеперерабатывающих завода в Саудовской Аравии подверглись внезапному нападению. Как позднее заявили йеменские повстанцы-хуситы (движение марксистского толка), НПЗ атаковали их бойцы при помощи десятка беспилотных летательных аппаратов (дронов), несущих взрывчатку.

Нападение привело к тому, что добыча нефти в этой стране, одном из трех крупнейших ее поставщиков на мировые рынки, наравне с Россией и США, сократилась вдвое. Кроме того, пожары начались на принадлежащих государственной нефтегазовой компании Saudi Aramco предприятиях в районах Абкайк на востоке страны и Хурайс к востоку от Эр-Рияда.

После этого Саудовская Аравия, а за ней и США обвинили в организации этого нападения вовсе даже не хуситов, а иранские власти, которых многие считают главными спонсорами этого повстанческого движения. Россию в этом контексте никто не упоминал, хотя у Кремля наверняка остались контакты с марксистами в Йемене.

Для России все происходящее в целом хорошая новость. Во-первых, уже в понедельник после начала торгов скакнули вверх цены краткосрочных контрактов на поставки нефти. Вслед за ними заметно вырос и обменный курс рубля к евро и американскому доллару. С учетом взаимных воинственных заявлений, которыми продолжают обмениваться Вашингтон и Тегеран, включая и туманные намеки лично президента Дональда Трампа о возможности удара по Ирану и его нефтяным месторождениям, мировые рынки энергоносителей, скорее всего, продолжит штормить. Значит, обеспечен и дальнейший рост как цен на нефть, так и курса рубля.

И это не единственная выгода России от нынешнего нового обострения в Персидском заливе. Как раз 16 сентября, в день скачка цен на нефть и нового обострения иранской и американской внешнеполитической риторики, Владимир Путин приехал в Анкару и принял там участие в турецко-российско-иранском саммите на высшем уровне. Темой его было «создание устойчивого постоянного механизма для разрешения конфликтов на Ближнем Востоке», под которым, в первую очередь, подразумевалась Сирия. При этом три собравшихся лидера, в значительной мере лишь ситуативные союзники. Турция и Россия сейчас в Идлибе и вовсе практически противники. С иранскими властями у Москвы по сирийской теме также накапливается все больше противоречий.

И тут безусловная удача. В условиях резкого роста напряженности в отношениях с США можно не сомневаться, что иранцы станут куда более сговорчивыми по вопросу своего присутствия и влияния в Сирии. Главное — не ссориться с Москвой в такой неподходящий момент и быть уверенными, что она, в случае военного конфликта поведет себя если не как союзник, то хотя бы как нейтральная сторона.

В итоге, кто реально подтолкнул хуситов к этой провокации неясно, но все «шишки» летят в сторону Ирана, а пряники достаются России. Тегеран вынужден теперь предупреждать США, что многие американские базы и авианосцы находятся в зоне досягаемости иранских ракет — если они расположены в радиусе двух тысяч километров от территории Исламской Республики, то по ним может быть нанесен удар.

Тот факт, что командующий воздушно-космическими силами Корпуса стражей исламской революции (КСИР) генерал Амир Али Хаджизаде оговаривается, делая такое заявление, что война никому не нужна, никого обманывать не должен. Если не война, то просто обострение точно выгодно не только России.

Например, от проблем Саудовской Аравии с нефтеперерабатывающими заводами помимо России выигрывают также и американцы. После того как при Дональде Трампе США стали крупнейшими экспортерами нефти, каждый скачок цен на нее из-за нестабильности в Персидском заливе увеличивает их доходы.

Так что выгодоприобретателей от того, что этот регион снова на грани масштабного военного конфликта хватает. И даже если предположить, что ни власти Ирана, ни сам Трамп начинать его сейчас не хотели бы, не все зависит от них. В любой момент в игру могут вступить не сами США, а их союзники в регионе — та же Саудовская Аравия. И тогда большой войны будет практически невозможно избежать.

Иван Преображенский