Posted 17 сентября 2019,, 11:00

Published 17 сентября 2019,, 11:00

Modified 31 января, 23:47

Updated 31 января, 23:47

Откажется ли Лукашенко от своей землянки?

17 сентября 2019, 11:00
Россия и Белоруссия продолжают симулировать тягу к интеграции, но к созданию реального единого государства это не приближает, отмечают эксперты.

Минск отверг как «досужие журналистские штампы» информацию о том, что с 2022 года пойдет процесс создания конфедерации с участием РФ и Белоруссии. О том, что правительства России и Белоруссии согласовали очередную «дорожную карту» строительства Союзного государства, накануне сообщила газета «Коммерсант». Ее источники в российском Белом доме подтвердили, что проект «Программы действий Беларуси и РФ по реализации положений договора о создании Союзного государства» парафирован на уровне премьеров двух стран.

Нашумевшую публикацию пресс-секретарь президента Белоруссии Наталья Эйсмонт назвала «вбросом», правда, при этом не исключила, что если высшее руководство России и Белоруссии будет готово к принятию этой «программы», то документ могут одобрить.

Так можно ли ожидать прорыва в интеграции Москвы и Минска? Об этом обозреватель «Росбалта» поговорил с экспертами. Однако прежде чем дать им слово, отметим, что в данном случае, ключевым вероятно является слово «проект».

Важным моментом этой «утечки» является то, что как явствует из достаточно подробного изложения «программы действий» «Коммерсантом», конкретно стороны согласовали лишь общий налоговый кодекс, единую таможенную политику и отмену роуминга на телефонные переговоры с 1 июня 2020 года. В то же время в новой программе нет никаких конкретных формулировок, касающихся единого бюджета Союзного государства, никаких упоминаний о едином Центробанке и общей валюте. Нет в ней и упоминаний об общих для двух стран политических структурах.

Директор Института стратегического анализа Игорь Николаев отмечает, что «Налоговый кодекс — ключевое звено в цепи экономических реформ». По его словам, «если удастся (согласовать) — это будет большой шаг к интеграции». Однако эксперт не склонен переоценивать значение документа.

«В любом случае, то, о чем мы сейчас знаем — это все-таки намерения. Было их много и у меня лично ощущение, что все это достаточно вымучено. Такие обязательства по строительству Союзного государства, всякого рода «дорожные карты» уже были, но жизнь показывает, что когда что-то вымучивается, то все это рождается очень тяжело, противоречиво и зачастую нежизнеспособно. Пока по-настоящему единой экономической системы здесь не получается. Хотя бы потому, что валюта у каждого остается своя, Центробанки — свои», — говорит Николаев.

Экономист сомневается в том, что «без противоречий удастся получить согласованный и утвержденный единый документ уже в 2021 году». Кроме того, он говорит, что к обсуждаемому проекту имеются некоторые вопросы.

«Например, нам обещали неизменность налоговых правил в России на годы вперед. Как теперь быть? Если принимается единый Налоговый кодекс, то невозможно предположить, что Белоруссия целиком примет то, что на сегодня есть в этой сфере у нас. Значит надо его менять. Но как это будет сочетаться с неизменностью налоговой системы, которую обещали российским налогоплательщикам?», — задает вопрос эксперт.

Политолог Дмитрий Орешкин также сказал обозревателю «Росбалта», что «однозначно говорить о новом этапе» в строительстве Союзного государства он бы не стал. Эксперт напомнил, что различные документы, согласованные на уровне премьер-министров двух стран «неоднократно сливались в прессу, а потом господин Лукашенко просыпался и говорил: откуда этот документ, который не учитывает наши интересы? Словно не его правительство согласовывало».

Исходя из опыта российско-белорусских отношений последних двадцати лет, Орешкин отмечает, что «такие документы сливались в СМИ для того, чтобы создать иллюзию того, что там что-то движется».

В отличие от Николаева, Орешкин не считает единую налоговую политику неким прорывом. «Единая налоговая политика? Какая разница?! Как будто из России в Белоруссию идут какие-то денежные потоки в надежде на налоговый рай. Российских бизнесменов, стремящихся попасть под батькин контроль, не так уж много», — говорит он.

При этом политолог также отмечает, что ни о какой общей валюте, общем рубле разговора сейчас нет. «Говорят о единой промышленной политике. Но ведь это ничего не значит. На эти темы можно говорить бесконечно. Однако если планы не выполняются, то какой прок их согласовывать? Например, в соответствии с доктриной промышленной политики России, имелось в виду развивать несырьевые секторы экономики. Результат мы видим прямо противоположный. В экономическом планировании РФ имелось в виду удвоить ВВП и догнать по подушевому производству Португалию. Сейчас мы видим, что ни то, ни другое не достигнуто. Точно такие же документы будут составляться и про единую промышленную политику России и Белоруссии», — уверен Орешкин.

Политолог также говорит, что с трудом может представить себе единую промышленную политику Москвы и Минска, поскольку «Россия — страна сырьевая, а Белоруссия, к сожалению для нее, сырьевой быть не может, поскольку, помимо калийных солей, другого сырья у нее нет». В связи с этим, обсуждаемый проект оставляет у Орешкина ощущение «рутинного словоблудия».

«Кроме того, мы знаем кто такой Александр Лукашенко. Ему нужны дешевая нефть и газ и под это он говорит о братских чувствах. Российская сторона тоже сделана не из сахара. Она готова давать ресурсы, но взамен требует военного контроля над территориями, зависимости «младшего брата». Однако «младший брат» в лице господина Лукашенко удавится, но своим суверенитетом не поступится», — считает политолог.

Именно поэтому, по мнению Орешкина, в обсуждаемом документе «нет никаких намеков на общую оборонную политику и политику безопасности. У Лукашенко своя политика безопасности и он никогда и ни за что не будет напрямую взаимодействовать с Москвой, потому что не верит ей ни на грош. Так что надо быть очень оптимистичным человеком, чтобы увидеть за этим новую эпоху в отношениях России и Белоруссии».

«Пока Россия, с одной стороны, сохраняет позицию «старшего брата» (а она будет сохраняться до тех пор, пока в Кремле у власти силовики), а, с другой, Белоруссию представляет господин Лукашенко, ни о каком серьезном продвижении в этом направлении говорить не приходится», — уверен политолог.

В то же время он считает, что «Путину это (объединение с Белоруссией), конечно, нужно, потому что у него проблема 2024 года — ему как-то надо продлевать свои властные полномочия. Для этого идеальный вариант — создать единое государство с Белоруссией, где будет новый парламент и новая конституция и только фамилия президента будет старой. Однако Лукашенко на это не пойдет. Он умрет, но сохранит равенство. На него давят с помощью нефти и газа, но он это давление собирается выдержать вместе с белорусским народом. Как он когда-то говорил: «В землянки пойдем, но суверенитет людям обеспечим!»

Александр Желенин