Posted 19 сентября 2019,, 11:25

Published 19 сентября 2019,, 11:25

Modified 31 января, 23:48

Updated 31 января, 23:48

В Туркмении лучше стучать, чем перестукиваться

19 сентября 2019, 11:25
Хочешь работать — донеси на товарища, дом построить — неси справку о браке или разводе. А еще в этой республике Центральной Азии исчезают заключенные.

«Азатлык» приводит содержание беседы с одним из студентов, обучающимся в Турции: «Мы сейчас спросим вещи, которые нас интересуют, но ты только говори правду. Потому что мы все равно все знаем. Только хотим посмотреть, ты „патриот“ или нет. С кем ты поддерживаешь связи? Ты снимаешь квартиру или живёшь в общежитии? Кого из туркменских студентов знаешь и можешь ли дать информацию о них? Знаешь ли ты о спонсорах или фондах, помогающих студентам? Какие у вас отношения с политическими организациями в других странах? Интересуетесь ли социальными сетями и пишите ли там посты? Знаешь ли ты студентов, предоставляющих в медиа сведения о ситуации в Туркменистане или пишущих об этом в социальных сетях? Если ты любишь родину и свой народ, ты должен делиться с нами информацией. Иначе как твоя семья будет жить спокойно в Туркменистане? После окончания учебы в Турции можешь работать с нами в комитете, сказали они».

«Беседуют» не только со студентами и преподавателями — нынче мода пошла на верующих, часто посещающих мечеть. Фактически их тоже принуждают к доносам на других верующих и склоняют к сотрудничеству со спецслужбами — «икс» оставляет им номера своих телефонов с тем, чтобы они сообщили о «подозрительной религиозной активности» конкретных лиц. Напомним, ранее распространилась информация, что в одной из областей Туркмении прихожан местных мечетей на допросах «просили» прекратить читать намаз и заставили сбрить бороды. За «неправильную» растительность на лице в республике можно загреметь в полицию и, как минимум, попасть в «черный список» потенциальных религиозных экстремистов.

При том, что верующие в Туркмении чуть ли не поставлены на учет, на Хадж в Мекку и Медину из этой страны все же выпускают, однако за взятку, а официально — за государственный счет для имеющих соответствующую квоту. И, как пишет «Хроника Туркменистана», паломники, несмотря на необходимость мзды, все же извлекают из такой ситуации некоторую финансовую выгоду. Вышеуказанное издание выяснило, что паломникам действительно оплачивают все расходы, более того, у них, при экономии, еще и остаются деньги.

Система такая: «Сначала паломники оплачивают расходы на поездку и проживание в отеле из собственных средств в манатах. Президент ежегодно поручает руководству „Туркменских авиалиний“ организовывать рейс за счет собственных средств авиакомпании, но билет купить, все же, нужно. Перед поездкой эти затраты паломникам компенсируют в долларах по госкурсу и добавляют деньги на дополнительные траты (например, питание и транспорт). В итоге каждый человек получает по $2000». Но чтобы попасть в список едущих за государственный счет, необходимо дать взятку «товарищу комплектующему» в размере 10 тысяч манатов (около $556 по курсу «черного рынка»). И с учетом выплаты $2000 эти траты окупаются.

Впрочем, не все готовы дать взятку за совершение Хаджа, так как это считается грехом. А без взятки приходится ждать своей очереди годами. Паломники могут обратиться и в частную фирму, но в таком случае им придется выложить 5000 долларов плюс 2000 манатов. Многовато для такой богатой углеводородами страны с нищенствующим населением, тем более, что, вернувшись с Хаджа, верующие дают садака (благотворительные обеды) в ресторанах, кафе или своих домах.

Между тем в Туркмении постоянно что-то исчезает — то хлеб, то мука, сахар, другие продукты первой необходимости, и почему-то цемент. А главное — люди. Начнем с курьезного, но крайне обременительного, для простых людей, явления: по данным уже упомянутого радио, на периферии республики в магазинах производственного объединения «Туркменцемент» у покупателей начали требовать свидетельство о браке или разводе. А также гарантийное письмо, подтверждение и свидетельство, то есть еще три справки, удостоверяющие, что конкретный человек действительно осуществляет строительные работы. Если подтверждение еще носит в себе логический элемент, совершенно непонятно, при чем тут свидетельство о браке или разводе, и что вообще оно может решать при строительстве дома, забора, иных сооружений. Ну и если человек запасся всеми этими справками, он непременно должен предъявить паспорт. Без всего этого «набора» цемент не продадут.

Скажем, согласие на покупку дали, однако в порядке очереди, по записи. Когда она подойдет, можно только гадать. Потому как цемент в продаже по терпимой государственной цене появляется крайне редко, а у частников мешок этого стройматериала стоит более чем вчетверо дороже. Вообще же справки самого разнообразного характера необходимы в Туркмении не только для приобретения цемента, но и муки, а также для отправки денег за рубеж.

Но в республике пропадают не только продукты и стройматериалы — здесь исчезают люди, а это уже гораздо серьезнее. Информационное агентство «Фергана» информирует о том, что правозащитный проект «Покажите их живыми!», отслеживающий судьбу заключенных на «Родине процветания», обновил список осужденных, исчезнувших в туркменских тюрьмах. А это 121 человек. В него добавлены двое студентов, обучавшихся в Санкт-Петербурге, и осужденных в прошлом году после возвращения домой на каникулы.

Кроме того, «В новую версию списка попал 29-летний житель Туркменабада Султан Бебитов, осужденный в 2013 году по делу группы Бахрома Сапарова. Сапаров и его единомышленники, члены мусульманской общины, получили сроки по обвинению в заговоре с целью захвата власти, исламизме и другим тяжким статьям. По версии правозащитников, это было преследование за религиозные практики, например, празднование свадеб по мусульманским обычаям, где люди разных полов сидят отдельно, а среди угощений отсутствует алкоголь».

Отметим, что кампанию «Покажите их живыми!» инициировала в 2013 году коалиция правозащитных организаций, цель проекта — заставить туркменские власти проинформировать родственников исчезнувших людей об их судьбе и местонахождении и позволить им связаться с близкими. Но, видимо, туркменские власти не особо чувствительны к деятельности правозащитников, хотя республика является участником Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции против пыток, и им прекрасно известно, что насильственные исчезновения запрещены международным правом.

Впрочем, мало ли что запрещено цивилизованным миром, но процветает в Туркмении! Как говорится, «У них своя свадьба, у нас — своя».

Ирина Джорбенадзе