Posted 27 сентября 2019,, 15:17

Published 27 сентября 2019,, 15:17

Modified 30 марта, 15:53

Updated 30 марта, 15:53

Анатомия слухов: тайные беседы политиков

27 сентября 2019, 15:17
Когда обществу вдруг становятся известны подробности закрытых переговоров высокопоставленных лиц, эти утечки сразу обрастают массой домыслов.

Нетелефонная беседа Зеленского и Трампа

Публикация в США расшифровок записей переговоров американского президента с его украинским коллегой напрягла всех иностранных лидеров. Ведь Трамп так непредсказуем — кто знает, кого из собеседников он еще решит «сдать». А частный разговор по телефону пока все еще один из форматов, в рамках которого руководители государств позволяют себе высказываться более-менее откровенно.

Слухи о том, что в процессе импичмента, который формально начат против Дональда Трампа, Конгресс может потребовать раскрытия и других переговоров президента, у многих вызвали скорее испуг, чем любопытство. Особенно тревожатся, судя по всему, российские власти, поскольку раскрыть тайну переговоров с Трампом Владимира Путина американская оппозиция уже требовала, например, после встречи двух лидеров в Хельсинки.

Отвечая на вопросы журналистов, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков уже выразил осторожную надежду, что российско-американские отношения не дойдут до ситуации, когда стенограммы конфиденциальных телефонных переговоров лидеров России и США станут доступны кому попало. В отношениях двух стран «и без того полным-полно проблем, весьма серьезных», отметил представитель главы российского государства.

Можно только гадать, что бы вскрылось, если бы такие переговоры были бы преданы огласке. Тут, впрочем, стоит отметить, что, с другой стороны, это был бы последний гвоздь в гроб современной дипломатии, которая как раз традиционно и сводится к тому, что любое решение — это результат долгих непубличных предварительных переговоров.

Нефтяной дождь Сальвини

Еще один скандал, связанный с разглашением чужих переговоров, связан с Италией. Точнее, продолжение получило старая история с публикацией записи переговоров, которые шли в московском отеле «Метрополь» между людьми, связанными с итальянским правопопулистским политиком, лидером партии «Лига» Маттео Сальвини и россиянами, близкими к руководству страны (возможно, как уточняла пресса, к вице-премьеру Дмитрию Козаку).

Дело в том, что итальянская прокуратура потребовала у крупнейшей итальянской нефтяной компании ENI передать материалы по контактам с людьми Сальвини. Причина в том, что во время переговоров в Москве обсуждалась схема незаконного финансирования предвыборной кампании Сальвини и его партии за счет «отката», который будет получен в результате сделки ENI с одной из крупнейших российских нефтяных компаний.

Недавно Сальвини сам свалил правительство, в котором он занимал пост вице-премьера и контролировал МВД. Он рассчитывал на новые выборы, победу и пост премьера. Но его оппоненты из Демократической партии объединились в новую правящую коалицию с бывшими партнерами Сальвини из движения «Пять звезд», оставив его без власти. Ну а теперь, похоже, у нового правительства дошли руки до того, чтобы попытаться «разобраться» с главой «Лиги» поосновательнее.

Схватка за Украину

Судя по сливам в так называемых анонимных российских телеграм-каналах, в Москве продолжается борьба за то, кто будет главным переговорщиком и представителем интересов России по Украине. Теперь потенциальных кандидатов три — это помощник президента Владислав Сурков, вице-премьер Дмитрий Козак и замминистра экономического развития, экс-посол в Минске Михаил Бабич.

Если верить телеграм-каналу «Незыгарь», Сурков якобы ревнует Украину к Бабичу, который получил большие финансовые ресурсы для работы с соседней страной, на организацию там новой системы российской «мягкой силы» и даже шире — распространения ее на весь СНГ. Однако антиагитация против Суркова на этой площадке ведется совсем уж подозрительно активно, а Бабича, напротив, там пытаются представить как рыцаря без страха и упрека.

Между тем незадолго до этого казалось, что главный конкурент помощника президента — это вице-премьер Дмитрий Козак, который был ответственным за недавний обмен заключенными. Когда украинская сторона отказалась подписывать на консультациях в Минске так называемую «формулу Штайнмайера» (предполагает наделение Донбасса особым статусом по временному варианту) до встречи «нормандской четверки», близкий к Суркову политтехнолог Алексей Чеснаков злорадствовал: мол, не удалось украинцам «обскакать» сурковскую команду на Козаке и Ермаке (руководителе украинской делегации на переговорах).

Таким образом, борьба за контроль над украинским направлением в Кремле становится совсем запутанной. Друг другу противодействуют, получается, уже три группы. При этом Козак, как ходят слухи, пользуется доверием европейских дипломатов после совместных с ЕС и США усилий по изгнанию из Молдавии олигарха Владимира Плахотнюка. Сурков остается ответственным, в том числе, за переговоры с американцами по Украине. А к получившему большой бюджет Бабичу, если верить телеграм-каналам, массово перебегают пророссийские деятели с самой Украины.

Если эта конкуренция идет не с ведома или даже с подачи Владимира Путина, то это значит, что важнейший вопрос российской внешней политики растаскивают по углам разные группы влияния. Иначе говоря, здесь сейчас никто ни за что в итоге не отвечает.

Кто работает на Кремль?

Директор Фонда по борьбе с коррупцией и экс-кандидат в депутаты Мосгордумы Иван Жданов вернулся в Россию и отсидел тот административный срок, который ему присудили во время массовых протестов в Москве. Жданов, надо напомнить, тогда вышел после первого ареста и должен вроде бы был быть задержан сразу на выходе из изолятора и отправлен под следующий арест. Но полиция его не ждала у ворот, и он уехал по своим делам. Судя по тому, что он писал в соцсетях, одно время он предпочитал находиться за границами России.

Тогда по этому поводу появились слухи, что Жданову специально дали уехать то ли власти вообще, то ли конкретно какие-то покровители Алексея Навального из числа наиболее заметных представителей нынешнего российского правящего класса. Якобы директор ФБК как раз и отвечал за коммуникацию Алексея Навального с властями.

Слухи о Навальном как «проекте Кремля» возникают регулярно, а последний раз разговоры на эту тему внезапно начал Магомет Яндиев, избранный депутатом Мосгордумы при поддержке «умного голосования» Алексея Навального и его союзника, главы Красносельского района, оппозиционера Ильи Яшина.

Яндиев заявил, что ему нравится думать, что самый известный российский несистемный оппозиционер работает на разные «башни» Кремля, и его используют в моменты их конфликтов, а когда правящий класс не воюет между собой, то оппозиционер и не отсвечивает. Впрочем, большого резонанса это заявление Яндиева не вызвало. После того как во время выборов спикера Мосгордумы он голосовал за единоросса Шапошникова, доверия к свежеиспеченному депутату у оппозиционеров нет.

Иван Преображенский