Posted 11 октября 2019,, 07:32

Published 11 октября 2019,, 07:32

Modified 31 января, 23:58

Updated 31 января, 23:58

Кто выбрал Хаджимбу — абхазы или «москвичи»?

11 октября 2019, 07:32
Руководство «Страной души» вновь «поручили» прежнему президенту. Но его победа — шаткая. Почти половина избирателей отказывает ему в доверии.

В Сухуме, в большом зале заседаний Кабинета министров, отгремела помпезная инаугурация президента частично признанной (очень частично) Абхазии Рауля Хаджимбы. В должность главы государства он вступил во второй раз, после проведения второго тура голосования, показавшего, как сильно абхазы «жаждали» продления его президентского срока. Напомним, он набрал 47,3% голосов избирателей, в то время как за его основного оппонента — главу оппозиционной партии «Амцахара» Алхаса Квициния — проголосовали, по официальной информации Центризбиркома, 46,17%. В первом же туре Хаджимба не набрал и четверти голосов, но каким-то чудесным образом во втором этот показатель удвоился.

В день инаугурации «Амцахара» провела расширенное заседание актива партии и объявила о непризнании ею легитимности вновь избранного президента. Между тем за партией стоит, по меньшей мере, половина избирателей. Но вернемся к инаугурации и обещаниям лидера республики, которые в свой первый президентский срок он не выполнил.

Потрясти население и собравшихся на торжество уровнем представительства иностранных гостей не получилось: приехали соотечественники из Турции, представители Приднестровья, Южной Осетии, ДНР, Нагорного Карабаха, Никарагуа и России. Спикер абхазского парламента Валерий Кварчия заверил собравшихся в том, что выборы в республике прошли в соответствии со всеми демократическими нормами и принципами. Хаджимба сказал: «Присягаю всему многонациональному народу Абхазии, что приложу свои знания и силы во имя его благополучия, мира и спокойствия. В своей деятельности буду … выступать гарантом Конституции. … Пусть меня настигнет кара народа, если я отступлюсь от этого священного долга».

Прозвучал государственный гимн, под барабанную дробь внесли атрибуты президентской власти — штандарт, печать с изображением герба Абхазии, шашку — символ командующего вооруженными силами, и алабаш — посох. Речь главы государства свелась к уже многажды вдалбливаемым абхазам небылицам: «Нам удалось запустить целый комплекс преобразований в финансово-экономической и банковской сфере, в здравоохранении и культуре, в сфере обороны и безопасности, судебной системе, конституционном законодательстве». И теперь «времени на раскачку нет».

Между тем все перечисленные Хаджимбой «достижения» в Абхазии отсутствуют, что и «предъявили» ему избиратели, неоднократно пытавшиеся добиться проведения внеочередных президентских выборов в республике, но тщетно. Заметим, однако, что сам Рауль Джумкович, после неоднократного поражения на прошлых президентских выборах, в итоге пришел к власти через свержение действующего тогда президента Александра Анкваба. Теперь он призывает народ и политические силы к сплоченности в условиях реально имеющегося острого экономического кризиса, выживания за счет денег российского бюджета, разгула политико-криминальных кланов и зашкаливания уровня преступлений, совершенных с особой жестокостью (убийства, похищения людей, теракты, вооруженный разбой и т. д.) в том числе, в отношении бизнесменов и туристов из РФ.

Отчего Хаджимба удержался в ранге главы государства на второй срок? Население его кандидатура не устраивает, что очевидно. Но это мало значащий фактор в условиях, когда она устраивает Москву. Кстати, в своей речи перед «высокими гостями» он подчеркнул непоколебимость и незыблемость курса на сближение с Россией, бизнес которой в Абхазии легко отбирают вооруженные молодчики — и это в лучшем случае. «Будем делать все для дальнейшего наполнения абхазо-российских отношений содержанием, полезным для народов двух стран», — провозгласил Хаджимба.

Но, собственно, какой прок России от Абхазии? Только тот, что на ее территории дислоцированы военные базы РФ, и она служит своего рода буферной зоной между прозападной Грузией и Российской Федерацией. Москва, несмотря на настоятельные «рекомендации» абхазским властям, так и не сумела добиться от них права для своих граждан на приобретение недвижимости в Апсны. Абхазы панически боятся русификации и не скрывают этого. Такое положение дел не смог переломить даже такой «верный» Москве человек как Хаджимба. Видимо, в Первопрестольной считают, что вопрос в итоге можно будет «дожать» и создать в Абхазии лучший фон для россиян, и Рауль Джумкович пока сгодится хотя бы для того, чтобы фон этот не ухудшился. И за это, а также за территорию под свои базы, она готова платить. Но абхазы считают, что Россия сильно жадничает.

Насколько? По информации из открытых источников, безвозмездная помощь России своей соседке составит, в текущем году, 4,4 миллиарда рублей. Но действует еще и инвестиционная программа почти на два миллиарда, и анонсированное президентом России Владимиром Путиным перевооружение абхазской армии. Сумма последнего начинания пока не оглашена, но «Россия — щедрая душа», что ей стоит улучшить жизнь 2 тысячам военных и перевооружить, по российским меркам, одну мотострелковую бригаду.

К тому же Россия в этом году выделила республике один миллиард рублей на зарплаты бюджетникам и пенсии. Что же касается инвестиционной программы на 1,7 млрд, она еще долго будет продлеваться и оплачиваться. В общем, абхазам незачем работать — Россия кормит. А разруха продолжается. Недавно Хаджимба признал, что значительная часть финансовых вливаний РФ в Апсны «оседает в карманах чиновников».

В компанию этих самых «чиновников» рвалась и оппозиция, однако — не случилось. Выше было сказано, что она, в лице самой крупной оппозиционной партии «Амцахара», провела расширенное собрание своего актива — синхронно с инаугурацией. На этом политическом мероприятии было принято решение признать победу Хаджимба незаконной, не имеющей юридической силы, и отстаивать свою правоту всеми доступными конституционными путями. Отмечалось, что Верховный суд не удовлетворил иск Квицинии, в котором он пытался оспорить победу Хаджимбы, что усугубило политический кризис в республике.

Была также предана гласности попытка подкупа президентом своего основного соперника, то есть Квицинии, которому он, по словам последнего, предложил пост вице-премьера. «Это взятка и брошенная кость», — так прокомментировал щедроты президента лидер «Амцахара». Вообще же партия и стоящий за ней электорат считают, что за Хаджимбу проголосовало не более трети избирателей, так что вопрос нелегитимности президента у них не вызывает никакого сомнения.

Что предпримет оппозиция конкретно? «Да, будет сложно. Нам всем надо понимать, что власть будет, скорее всего, увольнять тех людей, которые не голосовали за нее. Но назад пути нет, нам надо пройти все законные этапы, включая митинги и шествия», — сказал депутат парламента Рауль Лолуа. По его словам, сейчас общество ждет от оппозиции новой идеологии и «пошаговой инструкции» к действию.

С такой позицией согласился и бывший соратник Хаджимбы, лидер «Единой Абхазии» Сергей Шамба. «В большей степени нас подвело то, что перед вторым туром у нас были „шапкозакидательские“ настроения, мы считали, что победа уже у нас в кармане и расслабились, а нужно было значительно активизироваться. Нам нужно все осмыслить и сделать выводы на будущее», — сказал он. И подчеркнул: на прошедших выборах оппозиция продемонстрировала «новый уровень самосознания», не прибегнув к силовым методам для достижения своей цели.

Но надолго ли хватит оппонентам абхазской власти «самосознания» в контексте не силового решения проблем? Ведь с нелегитимностью вновь избранного президента оппозиция, представленная не только «Амцахарой», мириться не собирается, о чем и заявил старейшина абхазской политики Шамба. Так что, вероятно, на этой почве попытаются объединиться все оппоненты абхазской власти. В истории маленькой мандариновой республики с большими политическими амбициями такое уже было — в 2005 году, когда президентом стал покойный ныне Сергей Багапш, оппонентом которого был именно Хаджимба. Как случится на этот раз? Ведь Багапша, слывшего «мастером компромисса», уже нет, а другие в Абхазии такой способностью не одарены.