Posted 14 октября 2019,, 08:05

Published 14 октября 2019,, 08:05

Modified 31 января, 23:59

Updated 31 января, 23:59

В белорусской глубинке «скучают» о Путине

14 октября 2019, 08:05
Данные соцопросов говорят о том, что подавляющая часть жителей «Синеокой» не хотят объединяться с РФ в одно государство. Но так ли это на самом деле?

Мнение социологов

Посмотрим на выкладки социологов. Если верить им, то ни белорусы, ни россияне так уж не горят желанием «слиться в братских объятиях». По данным ВЦИОМ на апрель текущего года, отношения России и Белоруссии сегодня граждане РФ оценивают скорее «позитивно-нейтрально»: 30% респондентов называют их нормальными и спокойными, еще 22% — дружественными, 15% — добрососедскими. Об охлаждении отношений между странами и росте напряженности говорят 25% россиян. Каждый второй (51%) опрошенный считает, что отношения между РБ и РФ остаются прежними на протяжении последнего года. Об их ухудшении отношений сказали 22% респондентов, об улучшении — 14%.

Интересно, что при этом о существовании Союзного государства России и Белоруссии знают всего 49% российских граждан. Соответственно, и интерес к нему низкий. Более того, 48% россиян считают, что объединять страны скорее не следует, а нужны просто хорошие добрососедские отношения. Поддержку объединения двух государств как равноправных или вхождения Белоруссии в состав России на правах субъекта РФ выразили 18% и 17% соответственно.

В Белоруссии похожее исследование в августе нынешнего года провела Белорусская аналитическая мастерская (BAW). Его результаты глава BAW, базирующегося в Польше, Андрей Вардомацкий презентовал в Вильнюсе, поскольку в Белоруссии независимая социология запрещена. Как следует из представленных данных, пока еще более половины белорусов предпочитают союз с Россией Евросоюзу, но за последний год их число уменьшилось.

Отвечая на вопрос «В каком союзе государств было бы лучше жить народу Беларуси — в Евросоюзе или в союзе с Россией?», 54,5% респондентов предпочли союз с Россией, а 25% — ЕС. Чуть более 20% не определились. Для сравнения: в августе 2018-го пророссийские настроения были выше на 9 пунктов, а проевропейские — ниже на 5.

При этом поддержка союза с Россией, отмечают социологи, вовсе не означает, что белорусы хотят полного слияния стран. Вот как распределились ответы на вопрос: «Какими бы вы хотели видеть отношения Беларуси и России»:

— 4,9% хотят видеть закрытую границу, визы и таможню;
— 75,6% — за то, чтобы Россия и Белоруссия были независимыми, но дружественными странами — с открытой границей, без виз и таможен;
— 15,6% хотят объединения в одно союзное государство;
— 1,4% выступили за вступление Белоруссии в состав России на правах субъекта федерации.

Отдельный и интересный вопрос — отношение белорусов к истории с Крымом. Тех, кто считает справедливым присоединение Крыма к России, — почти 64% (два года назад было 65,7%), 16,6% считают «аннексию» незаконной (два года назад — 13,5%). Согласитесь, несколько неожиданно, при том, что официальный Минск так и не признал законность перехода полуострова под юрисдикцию РФ. Кстати, абсолютное большинство уверены, что саму Белоруссию участь Крыма не постигнет.

«Глубинный народ»

Казалось бы — все ясно. Но на самом деле, несмотря на красноречивые цифры, свидетельствующие о нежелании большинства белорусов жить с Россией «одной семьей», так называемый «глубинный народ», те самые простые люди, которые публично политику обсуждать просто боятся, в значительной массе придерживается позиции «Мы без России никому не нужны». Не так давно автор этих строк сам слышал разговор двух вахтеров в одной из высоток в центре Минска:

— Когда уже вся эта тягомотина закончится и нас, наконец, присоединят к России?

— Да, давно пора. Были бы как Татарстан и жили бы замечательно, в России зарплаты в два раза выше.

Именно так думают те самые «простые люди», которые после работы приходят домой и включают НТВ, РТР или РенТВ. Они хотят в состав России, чтобы гордиться величием большой страны и ядерными ракетами: «Путин круче всех и правильно, что Крым у хохлов отняли!»

Конечно, так считают далеко не все. Есть очень значительная прослойка людей, которые уже пусть и не так молоды, но выросли и состоялись в независимом государстве. Это граждане, которые хотят и дальше жить в своей стране, по выходным ездить в Вильнюс и Варшаву, пользоваться благами ЕС, дружить с соседями, свободы для бизнеса. Для них Москва — не «главный город Земли». Кто-то при этом поддерживает Лукашенко, кто-то ненавидит, но оказаться в составе России они точно не хотят.

Как и в любой стране, в Белоруссии кроме «глубинного народа», есть, условно говоря, «лидеры мнений». Это провластные и независимые журналисты, государственные идеологи, политики и другие публичные персонажи. Так вот: «лидеры мнений» в большинстве своем выступают за независимость Белоруссии. Под чьим руководством, в составе ЕАЭС или ЕС, или вообще «Межморья» — это уже другие вопросы, сейчас не столь актуальные. Главное — открыто выступать за слияние с РФ в одно государство в этой среде совсем не комильфо.

Как видим, есть два разных позиции. Одна — описанная социологами, вторая — ту, которую видишь при личном общении с белорусами. Почему они довольно сильно различаются? Рискну с высокой долей уверенности предположить, что дело тут в специфике работы социологов в Белоруссии. Попробуйте брать интервью на улицах Минска, не будучи журналистом госСМИ. Хорошо если один из десяти согласится говорить на темы, связанные с политикой. Да и этого «десятого» вы можете не дождаться — раньше к вам подойтет наряд милиции и поинтересуется: кто вообще разрешил на улице людей опрашивать?

Так что базирующимся в Польше социологам волей-неволей приходится работать с фокус-группами. А в них неизбежно попадают в первую очередь «лидеры мнений», они же — интеллигенция, которые всегда в меньшинстве. За бортом подобных исследований оказывается тот самый «глубинный народ», который ждет, когда ему поменяют синие паспорта с венком на красные с двуглавым орлом.

Михаил Петровский