Posted 18 октября 2019,, 12:44

Published 18 октября 2019,, 12:44

Modified 1 февраля, 00:02

Updated 1 февраля, 00:02

Соглашение по Brexit — не конец истории

18 октября 2019, 12:44
Самой интересной сейчас становится позиция ирландских юнионистов, отмечает эксперт по европейской интеграции Александр Тэвдой-Бурмули.
Сюжет
Brexit

Лондон и Брюссель наконец-то достигли соглашения по условиям выхода Соединенного королевства из Евросоюза (Brexit). Как известно, референдум по выходу из ЕС прошел в Британии еще в июне 2016 года, однако официальную процедуру «развода» страны с Евросоюзом долгое время не могли согласовать. В первую очередь из-за того, что разные ее варианты не устраивали британских парламентариев. Дело могло закончиться тем, что Лондон мог выйти из Европейского Союза по «жесткому» сценарию, то есть без всяких условий, что было бы наихудшим для Великобритании вариантом.

Тем не менее, в четверг 17 октября представители Брюсселя и Лондона заявили о заключении соглашения по Brexit. Однако может оказаться, что это отнюдь не конец, что злоключения Британии на этом пути только начинаются. Внутриполитический кризис, который и привел к Brexit, может еще больше ужесточиться, дополнившись ухудшением экономической ситуации в стране и возможным выходом из ее состава Шотландии. Об этом обозревателю «Росбалта» рассказал доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули.

— Есть ли у вас какая-то информация об условиях сделки по Brexit между Британией и ЕС? Останется ли Северная Ирландия в ЕС до 2020 года? В официальных сообщениях, посвященных заключенному договору, об этом ничего не говорится.

— Насколько я понимаю, все это еще подлежит утверждению. Председатель Европейской Комиссии Жан-Клод Юнкер сказал, что Европейский Совет в целом этим удовлетворен, но во-первых, в любом случае соглашение подлежит утверждению, кроме того об этом еще должен высказаться парламент.

Во-вторых, с британской стороны возникает проблема с североирландскими юнионистами, которые являются союзниками премьер-министра Бориса Джонсона, однако вчера они заявили, что не готовы согласиться на тот вариант сделки, который предложен. Кроме того, учитывая специфику Джонсона, здесь возможны варианты.

— А если конкретнее?

— Предполагается принять два документа: внешнеполитическую декларацию и ирландский бэк-стоп (возможность для Северной Ирландии находиться в торговой зоне ЕС на переходный период, — «Росбалт»). По внешнеполитической декларации пока не очень ясно, а что касается ирландского бэк-стопа, то, с одной стороны, ожидается, что между Северной Ирландией и Ирландией, входящей в ЕС, не будет таможенной границы, но одновременно Ольстер будет объявлен частью таможенного пространства Великобритании. И в этом контексте отдельному режиму будет подлежать перемещение товаров для личного потребления (не для продажи). Иначе говоря, этот список товаров будет изъят из правил свободной торговли, характерных для ЕС. Его, правда, еще предстоит согласовать.

— Поддержит ли британский парламент сделку по Brexit?

— Если ирландские юнионисты дадут добро, то такой шанс есть. Но нужно исходить из того, что логика других партий в Палате общин совсем не обязательно диктуется интересами голосования за или против Brexit. Тут свою роль играют интересы межпартийной конкуренции (например, желание «потопить» консерваторов или лично Джонсона). С этой точки зрения, даже нынешний вариант Brexit британские парламентарии могут «прокатить».

Потому что если Джонсон пробьет эту сделку с ЕС — он будет на коне. При том, что сам он не вызывает никаких симпатий у британского истеблишмента. Так что британский парламент вполне может «потопить» Джонсона, невзирая на то, что тот согласовал условия выхода страны из ЕС.

Плюс к этому возникает необходимость небольшой отсрочки принятия решения по Brexit со стороны Евросоюза. Представители ЕС намекают на то, что до 31 октября (дата, до которой Джонсон обещал вывести Британию из Европейского Союза) они это решение провести не смогут.

В общем, здесь, прежде всего, интересна позиция ирландских юнионистов. Джонсон привезет им соглашение, и тогда поглядим, как они поступят. Накануне они говорили, что не готовы его поддержать.

— А если британский парламент все-таки скажет «нет», что тогда?

— Это будет означать, что у Джонсона не остается никакого выбора. Он либо должен уйти в отставку, либо предложить роспуск парламента.

— А «жесткий» вариант выхода из ЕС без соглашения?

— А ему же парламент запретил выходить без соглашения (смеется). Джонсон поставлен в такое положение, когда он должен получить от ЕС хоть какой-то договор.

— Если все-таки Британия выйдет из ЕС, что будет после? Как будет развиваться ее экономика? Будут ли введены таможенные барьеры на пути британских товаров в Европу?

— Если речь о мягком варианте, то там должен быть прописан статус британских и европейских граждан. В то же время применение некоторых регламентов Евросоюза будет действовать на территории Великобритании аж до 2029 года. В целом, вероятно, останется то соглашение, которое было подписано с ЕС еще прежним премьером Терезой Мэй — постепенный разрыв связей. В общем, мягкий развод, который продлится десять лет.

Понятно, конечно, что часть европейского бизнеса уйдет из Британии. Понятно, что Соединенное Королевство из-за «развода» теряет больше чем Европейский Союз, восстанавливаются таможенные барьеры.

— Если учесть, что большая часть торговли Британии идет с Евросоюзом, то стоимость британских товаров там очевидно возрастет…

— Об этом и речь. Великобритания все-таки срослась с ЕС, чтобы она о себе не думала. Она, конечно, может ориентироваться на США, но Штаты сегодня очень странный партнер, очень протекционистски настроенный.

Уже не говоря о том, что после выхода из Европейского Союза в Британии обостряется ситуация с Шотландией. Потому что после этого шотландцам будет очень сложно объяснить, почему они не могут провести второй референдум о независимости. В целом в Шотландии сейчас настроения антианглийские…

В общем, британцы разворошили очень тяжелый узел проблем и смешно думать, что их удастся решить в ближайшее время. Британия сейчас в затяжном политическом кризисе и одним из его последствий стал Brexit. Бывший премьер Дэвид Кэмерон, ставя вопрос о проведении референдума по выходу из ЕС, ведь хотел таким образом решить эти внутренние проблемы, но на деле лишь усугубил их. Так что это еще не конец. Это долгая история с непонятным пока финалом.

Беседовал Александр Желенин