Posted 29 октября 2019,, 12:55

Published 29 октября 2019,, 12:55

Modified 1 февраля, 00:07

Updated 1 февраля, 00:07

Почему в Брюсселе не удалось «сообразить на троих»?

29 октября 2019, 12:55
Украина и Россия пока так и не сумели договориться по вопросу о транзите газа, несмотря на активное посредничество представителей Евросоюза.

«За вас, за нас, за газ!» — говорили раньше украинские и российские газовики, поднимая рюмку в честь подписания очередного взаимовыгодного договора. История этого тоста тянется в общее советское прошлое, когда сибирские запасы «голубого топлива» еще не были разработаны, и весь Союз «сосал» его из месторождений западной Украины, пока не высосал полностью. Этот факт не афишировался на официальном уровне, но пожилые руководители холдингов еще долго относились к этому вопросу с пониманием — предоставляли Украине разные преференции и закрывали глаза на всевозможные нарушения со стороны бывших коллег. Ну, а как иначе: мы же лишили украинцев их запасов!

Однако это все в прошлом, а теперь проблема обросла множеством взаимных претензий различной степени обоснованности. Для принятия компромиссного решения приходится прибегать к помощи основного и платежеспособного покупателя российского газа — Европы. Договориться в очередной раз пытались вчера в Брюсселе в трехстороннем формате. Не договорились. Данный факт, судя по раздраженной реакции, больше всего расстроил представителей ЕС. «Вынужден заявить, что я разочарован итогами сегодняшней встречи. Время истекает. Наступает критический момент, когда нужно договориться», — заявил на брифинге вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович.

Если попытаться объяснить суть проблемы, не усложняя ее политическими, экономическими и техническими деталями, то, в принципе, она достаточно проста и укладывается в несколько предложений. Россия больше не хочет поставлять в ЕС свой стратегический товар (во всяком случае, значительную его часть) через территорию Украины по доставшейся ей в наследие, некогда географически выгодной трубе. Настолько не хочет, что пошла на дикие затраты, чтобы построить достаточно трубопроводов в обход соседки. Однако ввести в эксплуатацию второй Северный и Турецкий потоки к дате окончания десятилетнего договора между с Украиной о транзите, то есть к ближайшей новогодней ночи, не успела.

Украина же, естественно, не хочет ликвидации маршрута, приносящего в бюджет страны порядка 3 миллиардов долларов США. Они настолько нужны, что даже фантастических предложений, чем их заменить в случае остановки транзита, — нет. В этом желании Киев изо всех сил поддерживают США — у них свои интересы в реализации сжиженного газа в регионе. Хотя даже в Киеве не слишком довольны, когда Вашингтон начинает вставлять палки в колеса переговорного процесса — не им там мерзнуть, если Россия вентиль закроет.

Европейские «хотелки» — самые большие: иметь все потоки сразу. «Северные» выгодно экономически, причем для многих — собственно, сразу несколько прибалтийских стран становятся «совладельцами» трубопровода. Украинское же направление стратегически подстрахует, ежели какие проблемы, и, хоть частично, поможет сохранить политическое реноме: ведь экономические санкции против Кремля вводили якобы из-за «агрессии» против Украины, и так вот резко «включать заднюю» — как-то неприлично. Привыкшим к стабильности европейцам не терпится подписать договор, но тут то «Газпром» кобенится, то «Нафтогаз» сопротивляется.

Однако мало кто из специалистов сомневается, что какой-нибудь договор на смену предыдущему подпишут и транзит через Украину временно сохранится. Вопрос: какой и надолго ли? По сути, все скандалы и громкие заявления вокруг процесса его согласования есть ни что иное, как попытки выторговать более выгодные условия. Россия еще в сентябре заговорила о готовности к подписанию нового либо пролонгации старого соглашения. В Киеве понимают, что если сейчас им не удастся продлить жизнь своей ГТС, то второго шанса может не представиться, поэтому и настаивают на долгосрочном, 10-летнем контракте. Не факт, что Москва, подписав его, не откажется исполнять обязательства, но тогда хоть в суд подать можно будет. Хотя Путин неоднократно высказывал готовность оставить за Киевом часть объемов — там ему не верят.

Впрочем, в украинских СМИ настойчиво транслируют мысль о том, что в этот раз Москва не сможет закрыть задвижку, как делала это в 2009-м. Хотя бы потому, что никто в этом году из-за этого не замерзнет — ни на Украине, ни в Европе. По состоянию на 19 октября запасы природного газа в украинских подземных хранилищах после завершения отопительного сезона увеличились в 2,4 раза — до 21,3 млрд куб. м, что на 5 млрд больше прошлогоднего показателя и является рекордом за последние 10 лет. Для обеспечения стабильного прохождения осенне-зимнего сезона этого вполне достаточно. Также, по словам Мароша Шефчовича, и Европа, напуганная предстоящими накануне зимы газовыми разборками, заполнила свои хранилища на 96%.

Так что вряд ли украинский вентиль будет завернут наглухо. Национальный банк Украины прогнозирует, что через территорию страны минимум две трети нынешних объемов в 2020-м прокачают. Хотя в НБУ и допускают, что «в течение какого-то промежутка времени в следующем году не будет транзита через территорию Украины».

Возвращаясь к нынешним переговорам. Многие эксперты считают главной причиной их срыва завышенные требования «Газпрома». В пакетные условия, предложенные Москвой, были заложены два принципиально невыполнимых пункта: отказ от исков, уже выигранных Киевом в международных судах, и возобновление поставки российского газа напрямую украинским потребителям, минуя реверс. Получать газ на 20% дешевле заманчиво, конечно, но согласиться на такие условия — значит лишить себя всех политических достижений в газовом противостоянии с Россией. Наверняка, общество не позволит Зеленскому пойти на подобные шаги, даже если тот и захочет.

Переговоры закончились, но интрига осталась, поскольку время еще есть. Украина сможет успеть подписать новый транзитный договор с РФ и после 17 декабря, когда будут полноценно имплементированы европейские нормы в украинском законодательстве, а также завершен процесс отделения газотранспортной системы от «Нафтогаза». Кстати, от этого требования «Газпрома» на Украине не увиливают и всячески пропихивают его в Верховной раде, преодолевая сопротивление некоторых оппозиционных Зеленскому фракций. С российской же стороны проявляют скепсис: дескать, не успеете никак, давайте подписывать краткосрочный договор, а дальше — посмотрим.

Впрочем, нельзя сказать, что Россия в этот раз загоняет проблему в глухой угол. Видимо, у самих выбор невелик на данный момент (ах, как же не хватило времени, полгодика не успели, чертова Дания!). Стало известно об откате в требованиях Кремля: для достижения договоренностей с Киевом нужно (всего-то!) исключить из повестки дня судебные претензии к РФ. Об этом заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Но ответа на вопрос, что будет делать Украина в случае прекращения транзита или его значительного сокращения, тоже нет. План «Б» отсутствует напрочь. Понятно, что как-то перезимуем, а дальше-то что? Запасы в хранилищах — это хорошо, но почему-то на Украине перестали, например, вспоминать о том, что в случае отсутствия должного давления в транзитной трубе, доставить имеющийся в «схронах» газ до всех потребителей станет крайне проблематично. Да и не навсегда же его хватит.

Валентин Корж, Днепр, Украина