Posted 1 ноября 2019,, 07:57

Published 1 ноября 2019,, 07:57

Modified 1 февраля, 00:08

Updated 1 февраля, 00:08

Кому Москва сделала подарок — себе или Еревану?

1 ноября 2019, 07:57
Шойгу побывал на базе в Гюмри, провел переговоры с руководством Армении и отправился в Баку, доказав, что враг моего друга не всегда мой враг.

Министр обороны России Сергей Шойгу впервые после «бархатной революции» посетил Армению. Гадать, зачем он это сделал, конечно, можно, чем и заняты некоторые местные СМИ. Причина же, лежащая на поверхности, такова: в Баку состоялось заседание Совета министров обороны стран — участниц СНГ. Глава оборонного ведомства Армении, по понятным соображениям, на нем отсутствовал. Так что прежде чем отправиться в Азербайджан, Шойгу не обидел армян и прилетел в Ереван. Визит этот действительно носил рабочий характер, но в ходе него общественности «ненавязчиво» дали понять, что дислоцированная в Гюмри российская 102-я военная база «убираться» никуда не собирается, как об этом мечтает часть политиков и населения, а, напротив, — усиливается.

Как сообщил Sputnik со ссылкой на Минобороны России, военный потенциал базы увеличится почти вдвое, о чем Шойгу, прибывшему в Гюмри проинспектировать этот объект, доложил ее командир полковник Николай Мартынюк. И произойдет это после получения базой новых и модернизированных образцов вооружения и военной техники. А начальник штаба Южного военного округа генерал-лейтенант Сергей Кузовлев отчитался, что «материальными средствами, техникой и вооружением база обеспечена в полном объеме». В общем, «не извольте беспокоиться» — это, конечно, адресовано не Шойгу, а ожидающим вывода российской базы.

В Армении российского министра его армянский коллега и премьер-министр Никол Пашинян приняли тепло. Глава Минобороны РА Давид Тоноян дал высокую оценку армяно-российскому военному сотрудничеству и выразил надежду, что визит российской делегации во главе с Шойгу придаст ему новый импульс и будет способствовать укреплению мира и стабильности в регионе. В итоге стороны подписали план дальнейшего сотрудничества, направленного, в частности, на большую, по выражению российского министра, «слаженность» войск партнеров по ОДКБ.

Шойгу назвал Армению «союзником и ключевым партнером России в Закавказье», напомнив, что две страны создали объединенную группировку войск и объединили свои системы ПВО. Боеспособностью базы в Гюмри он остался доволен и сообщил, что она, совместно с Вооруженными силами Армении, готова противостоять существующим угрозам безопасности. И, кстати, в 2020 году военные Армении и России проведут более шестидесяти совместных мероприятий.

В том же ключе Шойгу пообщался с Николом Пашиняном, подчеркнувшим, в частности, что армяно-российское сотрудничество в сфере обороны способствует укреплению стабильности и безопасности в регионе. В общем, уровнем взаимодействия с Россией в военной и военно-технической сфере он остался доволен. А вот в других сферах с присутствием «российского фактора» дела обстоят иначе, но вряд ли этот вопрос был рассмотрен Пашиняном и Шойгу.

Прежде чем перейти к данной теме, отметим, что несмотря на разностороннее «укрепление безопасности», Армения сразу после отъезда Шойгу обвинила Азербайджан в нагнетании напряженности и даже пригрозила ему «ответом», отложив его на «после заседания» в Баку. Так, пресс-секретарь министерства обороны Армении Арцрун Ованнисян заявил (его цитирует Арменпресс), что «Азербайджанская сторона на фоне проходящего в Баку заседания министров обороны СНГ явно идет на провокации, вызывая напряжение на государственной границе Армении. Мы призываем азербайджанскую сторону воздержаться от провокаций и предупреждаем, что провокации не останутся без ответа с нашей стороны, однако после заседания».

Столь «грозное» предупреждение прозвучало в ответ на то, что, по утверждению армянской стороны, Азербайджан в ночь с 29 на 30 октября и ранним утром обстрелял из оружия разного калибра несколько сел и боевых позиций Тавушской области. Был открыт ответный огонь. С армянской стороны пострадавших нет. Впрочем, и Азербайджан синхронно обвинил Армению в многократном обстреле сел Газахского района и погранично-боевых пунктов на азербайджано-армянской границе. В Госпогранслужбе республики опровергли информацию армянских источников о нарушении Азербайджаном режима прекращения огня и заверили, что «в отличие от ВС Армении, мы никогда не стреляем по гражданским лицам и населенным пунктам».

О том, как прошло заседание в Баку, и о чем договорились министры обороны стран СНГ. Для достижения нового уровня сотрудничества ими разработан целый комплекс совместных мероприятий на будущий год с акцентом на ПВО — видимо, Шойгу предварительно согласовал их и в Армении. А также Концепция военного взаимодействия до 2025 года. Документ одобрили все министры. Также они пришли к единому мнению по основным направлениям развития Объединенной системы министерств обороны по контролю и оценке радиационной, химической и биологической обстановки. Договорились и о том, что «гвоздем» будущего года станут командно-штабные учения системы противовоздушной обороны СНГ «Региональная безопасность — 2020».

Но вернемся к армяно-российским «союзническим» отношениям. Армения, и это не является секретом, не в состоянии сама обеспечить собственную безопасность и, исходя из этого, «дружить» с Россией она просто обречена. Впрочем, не она одна, и не только в контексте обеспечения безопасности, но и финансово-экономического выживания. Также не секрет, что Россия заинтересована в дислокации своих военных баз на территории постсоветского пространства, так что можно считать, что «подарок» в виде усиления базы в Гюмри она сделала не только себе самой, но и Армении. Презент принят к неудовольствию противников «всего российского», однако все же отдающих себе отчет в том, что без обеспечения безопасности Армении усилиями России республика, как минимум, пострадает весьма сильно.

А вот что касается других сфер российского присутствия, власти Армении устраивают «показательные выступления», а то и маски-шоу с обысками, изъятием документации и компьютерной техники. И, что парадоксально, делается это с пониманием того, что та или иная отрасль без российских денег просто вымрет. Приведем только один конкретный пример — ситуацию вокруг концессионного управления железными дорогами Армении и их инфраструктурой «дочкой» РЖД — ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога».

Право управления она имеет сроком на 30 лет с возможностью пролонгации еще на десять. Но тут новые армянские власти решили весьма грубо «наехать» на российскую компанию, возбудив против нее сразу четыре уголовных дела, позже объединенных в одно. Российской компании, вложившей в развитие железных дорог Армении почти 250 млн долларов, инкриминируют сокрытие налогов, различные злоупотребления на сумму 60 миллионов.

В общем, Минтранс России заявил о проработке им варианта досрочного расторжения договора об управлении железными дорогами Армении. И тут в Ереване спохватились: на самом высоком уровне заявили, что «тема политизирована», и никто не хочет расторжения договора. Более того, премьер Пашинян обсудил с руководством Минтранса России и РЖД вопросы дальнейшего развития железнодорожной сети Армении. Отчего такая метаморфоза? Было дело, и вдруг его нет!

Вероятно, на волне революционной активности и популяризации антироссийских настроений наезд на такой гигант как РЖД выглядел очень впечатляюще. Но при трезвом подходе к делу стало ясно, что Армения сама развивать железную дорогу не в состоянии, а заменить «русских», способных или пугающих громким хлопаньем дверью, никто не рвется. Потому как дорога-то тупиковая. Значит, перспектива — полный коллапс ее работы, в том числе, с учетом того, что весь подвижной состав дороги, 2 500 единиц, приобретен на средства российской компании.

Вариант выкупить его, разумеется, рассматриваться не может ввиду сложного финансового положения Армении; арендовать — тоже: придется значительно повышать тарифы на грузоперевозки, что автоматически вызовет серьезное повышение цен на товары в республике. Кроме того, при таком варианте невозможно избежать и массовых увольнений. То есть уход инвестора означает не только полную разруху железнодорожной отрасли, но и создание серьезных предпосылок к социальному взрыву.

Но зачем столь не перспективная, лишенная транзитной роли и убыточная дорога понадобилась России, на которую она так тратится? От «щедрости души» и любви к «братьям-армянам»? Ответ однозначный — нет. Мотивация «подарков» — сугубо геополитическая: в концессии у РЖД находится и железная дорога отколовшейся от Грузии Абхазии. Москва охотно бы присовокупила к ней и железные дороги Грузии, однако — не получилось. Таким образом, формирование региональной структуры, полностью отвечающей геоэкономическим и геополитическим интересам Москвы, сорвалось — эффект ею достигнут лишь частичный.

Что же касается локально Армении, ее выгоды от сделки с РЖД налицо, однако и искушение придать российскому капиталу «зловещий» окрас велико. Но, как показала история с железными дорогами, Еревану пришлось дать «задний ход» из прагматичных соображений: других инвесторов у нее попросту нет, как и достаточного количества собственных средств. А динамика экономического развития республики, хоть и не поражающая воображение, должна сохраняться. И, кстати, это касается не только железных дорог, но и цены на российский газ, то есть и в этом плане Армения зависит от РФ.

Ереван в газовом вопросе ждет от Москвы «союзнического решения», то есть сохранения нынешнего тарифа — 165 долларов за тысячу кубометров, а то и его понижения. Более дешевого газа, к примеру, Иран, ей не предлагает. Таким образом, учитывая карабахскую проблематику, поставки газа, вооружения по внутрироссийским ценам на условиях льготного кредита и т. д., скандалы на почве «российского фактора» в экономике Армении должны утихнуть — хотя бы из меркантильных интересов. Не факт, однако, что интересы эти будут последовательно превалировать над жаждой сбросить с себя российское «ярмо», процветая самостоятельно, и стремлением упросить Запад пойти на резкое сближение с Ереваном — тоже, разумеется, «процветая». Пока же Ереван не смущается утопичностью и одного, и другого сценария.

Ирина Джорбенадзе