Posted 12 ноября 2019,, 09:59

Published 12 ноября 2019,, 09:59

Modified 1 февраля, 00:13

Updated 1 февраля, 00:13

Армяно-турецкой войны не будет, а с Карабахом — глухо

12 ноября 2019, 09:59
Визит Лаврова в Ереван прошел под флером велеречивости и «раздвоенности» хозяев в геополитике. Поэтому РФ пока не удалось на месте сунуть нос в биолаборатории США.

«Есть конвенция по биологическому оружию, которая запрещает разработку такого оружия, и в той конвенции, в силу категорического возражения США, нет идентификационного механизма, как это происходит в случае с большинством других многосторонних документов», — сказал Лавров. По его мнению, США предпочитают создавать биолаборатории «под себя» на двусторонней основе и по всему миру. И Москва заинтересована, чтобы в этом вопросе с союзниками была полная транспарентность.

Следующая проблема — карабахская, ее решение зависло в воздухе, и никакой новой инициативы либо обнадеживающих ноток в ходе визита Лаврова в Ереван не прозвучало. Он вновь заявил, что никакие договоренности по Карабаху не могут быть подписаны без согласия народа отколовшейся от Азербайджана территории. Что же касается состава участников переговоров, «их должны определять сами стороны». Напомним, что одно время Степанакерт в них участвовал, но потом Армения решила сама представлять интересы НКР. Правда, сейчас она придерживается обратной позиции, но на нее не соглашается Азербайджан. В любом случае, сказал Лавров, опираясь на высказывание премьера Пашиняна, договоренности должны учитывать интересы всех сторон — Армении, Карабаха и Азербайджана. «С этим трудно спорить», — резюмировал российский министр.

Словом, на данном этапе ситуация вокруг Карабаха и армяно-азербайджанского конфликта не обещает ничего определенного — она тупиковая, соответственно, взрывоопасная, учитывая воинственные настроения противников, сдерживаемые Россией. На линии фронта — относительное затишье, активных боевых действий нет. Но можно ли ему доверять, и будет ли оно долговременным? Вряд ли на этот вопрос решится ответить даже сам Лавров.

Зато обнадеживающе, хотя и не совсем к месту, прозвучало заверение, что Москва не видит оснований для военного конфликта между Турцией и Арменией. Лавров напомнил: Россия активно способствовала заключению армяно-турецких протоколов, хотя у нее не было ожиданий, что они вступят в силу без привязки к карабахскому урегулированию. Что, собственно, и произошло. Тем не менее, пообещал министр, Москва и сейчас готова способствовать нормализации армяно-турецких отношений, если к этому проявят интерес обе стороны.

А вот что считает Кочарян, которого Москва, при всей своей настойчивости и преданности ей экс-президента, из тюрьмы вызволить не сумела, и тот же Лавров ранее упрекал Ереван в нарушении обещания не преследовать представителей прежней армянской власти. «За исключением пары министров-технократов без политической субъектности, правительство и ядро парламентского большинства состоят из людей, вскормленных американскими грантами. Медийная поддержка властям оказывается исключительно прозападно настроенными СМИ… Все провластные партии, политики и неправительственные организации имеют явно выраженную антироссийскую ориентацию и как правило сидят на западном финансировании, — утверждает узник-президент. — Активно поддерживает премьер-министра Никола Пашиняна и партия с террористической репутацией, агрессивно ратующая за немедленный вывод российской военной базы из Армении. … И это несмотря на продолжение властью прежнего внешнеполитического курса страны и постоянных реверансов в адрес России. … И как долго продлится „геополитическое раздвоение“ правящей элиты зависит лишь от конъюнктурных обстоятельств».

Словом, истина лежит даже не посередине. К этому стоит добавить усиленные разговоры о попытке смены оружейной «ориентации» Армении, отстранившей российскую компанию, производящую оружие под брендом ORSIS, от участия в тендере на поставку соответствующей продукции — в скандал будто бы был замешан и МИД России. СМИ писали, что отказ от участия в тендере грозит и срывом строительства завода по производству патронов в Армении на российские инвестиции.

В продолжение темы «местонахождения истины». Политолог Левон Ширинян в беседе с Lragir выразил недоверие Лаврову в контексте искренности его высказываний, в том числе, по карабахской проблематике. «Они (Россия) не хотят урегулирования карабахского конфликта. Иначе они отказались бы от сталинской концепции и российского подхода вообще, от провокаций и интриг. Они не переходят полностью на сторону Азербайджана только из-за пантюркизма, — утверждает политолог. — Поэтому когда было заявлено (Пашиняном), что „Арцах — это Армения, и точка“, российская сторона завыла. Если они считают себя нашими союзниками, и Лавров говорит искренне, то доказательство может быть одно — признать, что Арцах — это Армения, и точка».

Однако, по его мнению, Россия попросту тянет время. Словом, точек пока никто не ставит. В армяно-российских отношениях — сплошные многоточия и недосказанность — по крайней мере, для публичного восприятия и надежд на реальную политику, исходящую, прежде всего, из практицизма, а не идеологических спекуляций.

Ирина Джорбенадзе