Posted 25 ноября 2019,, 11:45

Published 25 ноября 2019,, 11:45

Modified 30 марта, 15:27

Updated 30 марта, 15:27

Грузия в ожидании уже пятого «мессии»

25 ноября 2019, 11:45
В Сакартвело народ опять бузит всерьез. Однако Россия при любом исходе протестов — в пользу оппозиции или власти — вряд ли что-то на этом «заработает».

Правящая партия «Грузинская мечта» под руководством олигарха Бидзины Иванишвили оказалась в крайне сложном положении: в Тбилиси не утихают митинги адресного протеста против нее и требования провести внеочередные парламентские выборы исключительно по пропорциональной системе. Причем митинговую активность поддерживает не только радикальная оппозиция, прямо или косвенно отождествляемая с экс-президентом Михаилом Саакашвили и его «Единым национальным движением» (ЕНД), но и те, кто были категорически настроены против прежней грузинской власти, включая так называемые «пророссийские» партии.

«Мечтатели» сами вызвали огонь на себя. Летом, во время митингов, начавшихся из-за того, что представитель Госдумы РФ Сергей Гаврилов сел «не в то» кресло, Иванишвили пообещал, что ближайшие выборы в законодательный орган пройдут по пропорциональной системе, причем с нулевым (!) барьером. Однако когда дело дошло до голосования по внесению изменений в конституцию, оно было провалено — часть депутатов от «Мечты» отреклись от партии олигарха, и пошло-поехало: пикетирование парламента и других госучреждений, палатки на проспекте Руставели и т. д.

Все это напоминает преддверие «революции роз» в ноябре 2003 года. Но тогда в качестве ее символа превалировали цветы, а нынче — замки, на которые оппозиция грозится «запереть» оппонентов. И, в отличие от событий 16-летней давности, зарубежные «партнеры» на сей раз не проявляют большой активности — ни в поддержке митингующих, ни в поощрении властей.

Тут стоит для начала разобраться, а умышленно ли Иванишвили и Ко всех надули и зачем? Вполне возможно, что выборов 2020 года «Грузинская мечта» просто боится — да, она может получить немалое число мандатов в парламенте, однако их не будет достаточно для конституционного большинства. «Мечтатели» стремительно теряют свой электорат, а Иванишвили уже не воспринимается как новый мессия. А вот смешанная система голосования все же дает им кое-какие надежды на увеличение своего присутствия в законодательном органе через «своих» людей на местах. Если же выборы не обернутся для нынешней власти безоговорочной победой, то у нее все равно будут шансы получить решающий голос при формировании коалиционного правительства.

Отчего «Грузинская мечта» потеряла былую популярность и доверие? Во-первых, изначально этот политический субъект был коалиционным, сформированным из зачастую полярных сил, полных амбиций доминирования, но ставящих на тот момент единую задачу — вывода из политического поля Саакашвили и его соратников. Полный вывод не получился. Коалиция, как и следовало ожидать, распалась.

Во-вторых, и это, пожалуй, самый главный фактор — невыполнение значительной части социально-экономических обещаний, данных избирателям. Превратить Грузию в «нормальную» европейскую страну им не удалось ни за четыре года, как это декларировалось, ни за семь лет. Народ нищает, национальная валюта сильно обесценена, безработица и рост цен — ужасающие, просвета не видно.

И теперь история повторяется: оппозиция, «сплочение» которой априори обречено на неудачу опять же в силу несовместимости прозападников, «агентов Кремля» и евроскептиков, внесет в грузинский политический спектр и в общество еще больший раскол. Единой программы действий у нее нет, и вскоре объединившиеся вокруг одной цели — отстранения Иванишвили и его соратников от власти — сильно рассорятся хотя бы из-за внешнеполитического курса страны: одни «смотрят» на Север, другие — на Запад, третьи видят страну нейтральной. А новой «прогрузинской» силы, способной оттянуть большинство голосов на себя, в республике так и не появилось. Поэтому населению приходится выбирать между застоем и, фактически, Саакашвили с его командой. Что победит? Смирение с правлением действующей власти (из-за «страха перед Мишей») или потребность в «железной руке» экс-президента?

Хотя кажется, что «осеннее обострение» в Сакартвело носит сугубо внутриполитический характер, однако происходящие события сильно влияют и на внешнеполитические сюжеты, поскольку способны изменить «экспортную» политику официального Тбилиси со всеми вытекающими отсюда последствиями и реакциями ключевых игроков на Южном Кавказе. Главные из них — США, Россия, НАТО и, в некоторой степени, Евросоюз и Турция.

Но Запад, напомним, никого не поддерживает в этом противостоянии. Впрочем, Россия — тоже. Вероятно, потому, что заинтересованные в грузинском «пространстве» внешние акторы не видят для себя большой разницы в том, кто именно будет править Грузией. Хотя оппоненты и обвиняют Иванишвили в «проведении интересов Кремля», это видится далеким от реальности. Как и при Саакашвили, Грузия провозглашает своим приоритетом членство в НАТО и Евросоюзе, хотя оба этих блока не спешат принять ее в свою «семью». Правда, при олигархе слегка сгладилась риторика в отношении РФ — она стала менее оскорбительной, но и только.

Так какая Западу и России разница, кто правит Грузией, если ее внешнеполитический курс не меняется? Вот если Сакартвело подастся в Евразийский союз или ОДКБ, вот тогда на Западе поднимется шум на почве нарушений прав человека, коррупции и т. д. Если же стране будет реально «грозить» вступление в НАТО или Евросоюз — тогда в бой вступит российская «тяжелая артиллерия». Но то и другое в ближайшей перспективе почти невероятно.

Почему же Грузия никак не может угомониться? Ведь, напомним, смена власти здесь всего лишь раз прошла легитимно, путем выборов. Может быть, потому, что менталитет грузин склонен к чрезмерной потребности в мессианстве? Сначала мессией им виделся первый президент независимой Грузии Звиад Гамсахурдия, которого они быстро свергли с помощью оружия. После этого в республику вернулся Эдуард Шеварднадзе — на него народ возлагал колоссальные надежды, даже публично и массово становился на колени, моля, чтоб он его не бросил. Но вскоре и его свергли, а на смену пришел новый мессия — Михаил Саакашвили. Следующим стал Иванишвили, но опять — мимо. Снова проспект Руставели бурлит, центр столицы превратился в палаточный «кондоминииум», по ночам здесь жгут костры, танцуют и поют, вытесняя Иванишвили из политики под лозунгом «Все против одного». В общем, революционный сценарий пишется. «Кино» по нему вряд ли «снимут» в этом году, но к парламентским выборам будущего года — вполне вероятно.

Несмотря на внешнюю самоуверенность и спокойствие властей, ситуация для них незавидная, а главное — она трагична для простого человека: «Когда паны дерутся, у холопов чубы трещат». И «трещат» они вот уже 30 лет. За этот срок Грузия, не сотворяя себе кумиров (включая и внешних), вполне могла стать нормальным «среднеевропейским» государством, но — не случилось. Мессия каждый раз не тот, все «короли», по сути, голые, а система управления страной — «ручная».