Posted 5 декабря 2019,, 12:15

Published 5 декабря 2019,, 12:15

Modified 1 февраля, 00:25

Updated 1 февраля, 00:25

Зеленскому запретили в Париже «сдавать Украину»

5 декабря 2019, 12:15
Оппозиция в Раде очертила президенту, «красные линии», которые ему нельзя пересекать на нормандском саммите, пригрозив новым Майданом.

Вряд ли саммит «нормандской четверки» будет судьбоносным для Украины, но вот для ее президента он может стать таковым. Его оппоненты с трибуны Рады объявили о начале «третьего Майдана», назначив его на 8 декабря — в канун отъезда Зеленского в Париж. То есть, уезжая из относительно мирного Киева, вернуться Владимир Александрович рискует в пылающую столицу, совместно подожженнную объединившимися Петром Порошенко, Юлией Тимошенко и Святославом Вакарчуком. Они предупредили главу государства о «красных линиях», которые он не должен ни в коем случае переходить, если не хочет неприятностей.

«Поддержка» со стороны «Оппозиционной платформы» тоже выглядит как ультиматум: Украине нужен мир, а потому добивайся его как хочешь — ты обещал. Но «вечный мир» из Парижа привезти точно не получится, а если даже «красные линии» президент и не перейдет, то что помешает «тройке» его в этом обвинить? Не так говорил, много улыбался, не так руку пожимал — сплошная зрада. В общем, Владимир Зеленский имеет очень высокие шансы вернуться домой, потеряв еще несколько (а может и не несколько) процентов своего из без того изрядно похудевшего рейтинга. А это проблема.

О нем, о рейтинге, осторожные эксперты говорят, что он «значительно снизился» или «пошел на спад», а неосторожные — «рухнул» и «обвалился». Самым неутешительным для Зеленского было исследование КМИС, согласно которому за два месяца он потерял около 21% поддержки — в сентябре было 73%, в конце ноября — 52%. Естественно, у избирателей возникли вопросы: неужели это начало конца президентской карьеры экс-шоумена?

Поводы для беспокойства у новой команды действительно есть, считает украинский политолог Руслан Бортник. «Снижение президентского рейтинга после вступления в должность — явление стандартное и прогнозируемое, но в случае с Зеленским оно произошло ранее обычного, в сравнении с его предшественниками, — пишет Бортник в своем блоге. — Это не просто политическая сенсация, это реакция общества, слишком завысившего ожидания от личных талантов Зеленского».

«Реагировать на тревожную статистику, безусловно, нужно, но говорить, что ситуация катастрофическая не совсем корректно, — комментирует „Росбалту“ возникший ажиотаж социолог из Харькова Олег Пухарцев. — Положение можно, скорее, называть переломным, когда все зависит от дальнейших шагов и практических успехов Зеленского».

По мнению эксперта, отвалившийся 21% — это как раз тот электорат, который голосовал по принципу «только бы не Порошенко». Именно они вернулись к своим прежним «кумирам». Естественно, есть и разочаровавшиеся в самом Зеленском, но многие пока еще ждут обещанного чуда, понимая, что времени для внедрения реформ у экс-шоумена практически не было, а сопротивление внутри системы власти остается очень мощным.

Пухарцев считает, что у нынешнего президента есть и сильные аргументы в свою защиту. Можно напомнить, как ровно год назад Порошенко ввел военное положение, и страна жила в ожидании полномасштабной войны уже не только в Донбассе, а на всей территории Украины. И неважно, что угроза была во многом придумана — при его-то «талантах» сценарий вполне мог превратиться в реальность.

«А сейчас, на секундочку, Украина ждет переговоров „нормандской четверки“. И хотя шансы на полное прекращение войны невысоки, и к Зеленскому есть много претензий, но надежды на какое-то улучшение ситуации вполне обоснованы. Не замечаете разницу в тенденциях? — задает вопрос эксперт. — Она же принципиальная! И странно, что в команде президента не пользуются этим контрастом, но, возможно, что приберегают на черный день».

Конечно, то, что войной перестали пугать — это плюс. Но раз ее не будет, рассуждает обыватель, то пора начинать жить да радоваться. А с чего радоваться? Разыскать тех, кто стал жить лучше, чем при Порошенко или тем более Януковиче, — практически невозможно. Даже если предположить, что он делает все правильно — жить нормально хотят сейчас, а не когда-нибудь, и очень мало кто понимает суть глубинных попыток (если они есть) команды «Зе» изменить систему в корне. По факту простой человек видит, что взятки берут, как и брали; счета за коммуналку съедают значительную часть бюджета большинства украинских семей; продукты в супермаркетах скоро станут дороже европейских. Что толку от укрепления гривны, если сегодня на нее можно купить меньше, чем вчера?

Зеленскому предъявляют претензии в отсутствии обещанных посадок топ-чиновников; заметных успехов в реорганизации судов; ощутимого снижения тарифов (хотя цену на газ на зиму заморозили); завершенных программ помощи бизнесу; согласованности действий и высказываний его команды по ключевым вопросам, начиная от обмена пленными и заканчивая «нормандским форматом»; выраженной в конкретном количестве долларов и евро поддержки США и ЕС.

Также отдельно говорят о склоках внутри партии «Слуга народа», слабом влиянии президента на силовые структуры и упорном протаскивании крайне непопулярного закона о торговле землей. Согласно соцопросам, его поддерживают или частично поддерживают лишь около трети украинцев.

Нельзя сказать, что Зеленский на падение своего рейтинга никак не отреагировал. Попытки переломить ситуацию есть. Президент регулярно общается со своими избирателями, в редкий день не дает какое-нибудь интервью или не записывает креативное (с беговой дорожки или прогулки) обращение к народу. В последнем призвал слушать только его и просил поддержать морально перед важными переговорами. Дескать, если будет знать, что украинцы ему доверяют, то и держаться сможет уверенней.

Хотя иногда полезней и промолчать, чем говорить. Например, Зеленского здорово поклевали за высказывания в недавнем интервью для четырех иностранных СМИ, припомнив ему неосторожные слова про «запутавшихся» жителей Донбасса. Экс-шоумен достаточно грубо предложил им «уезжать в Россию», что вряд ли укрепит взаимопонимание с электоратом, за исключением его радикальной части, разумеется.

Еще одной откровенной оплошностью считают призыв Зеленского к украинцам возвращаться на Родину, где им якобы предоставят очень дешевые кредиты для открытия собственного бизнеса. Но всем ведь понятно — ничего никому не дадут, так чего попусту языком молоть, обещая очередное чудо?

Мало кто надеется и на «чудо» в Париже. Откуда ему взяться, если непримиримые оппоненты «запретили» президенту буквально все — разве что капитуляцию Путина принять можно. Правда, таким образом Порошенко и компания вручили Зеленскому определенную «охранную грамоту», заранее оправдывывающую полный провал переговоров. А что? Мандата с полномочиями от избранников народа не было, вот и пришлось стоять насмерть. Ни с чем не согласился, ничего «против Украины» не подписал, ни одну линию не пересек. Так что заслугой Зеленского его пиарщики, вполне возможно, назовут то, что он «не сдался троекратно превосходящим силам противника». А уж как ее избиратели оценят — следующий рейтинг покажет.

Валентин Корж, Днепр, Украина