Posted 9 декабря 2019,, 00:17

Published 9 декабря 2019,, 00:17

Modified 1 февраля, 00:26

Updated 1 февраля, 00:26

Путин и Лукашенко поругались перед праздником

9 декабря 2019, 00:17
В Сочи идея создания Союзного государства была то ли окончательно похоронена, то ли перенесена на период после выборов президента Белоруссии.

В общем, все решения отложены на две недели до следующей встречи. Путин и Лукашенко вновь «сойдутся» 20 декабря, правительствам поручено еще поработать над интеграцией.

Нелояльный Минск

Переговоры президентов в Сочи проходили на фоне протестов в Минске. Не очень многочисленных, но довольно шумных — с порванными портретами Путина и кричалками против «российских агрессоров». Белорусские силовики практически не противодействовали и даже никого не задержали — неслыханная мягкость. В свою очередь, митингующие были корректны: портреты Лукашенко не рвали.

«Если на неразрешенную, то есть рискованную акцию, в прохладный день собралось столько людей — значит тема все-таки резонирует. Если интеграция реально зайдет в какие-то некомфортные глубины, цифры будут расти в разы. Если нет — движ выдохнется очень быстро, — написал в своем телеграм-канале известный белорусский политический обозреватель Артем Шрайбман — Организаторы акции — лидеры оппозиции, а еще и посол Семашко. Неаккуратная и двусмысленная фраза „президенты договорились создать единый парламент и правительство“ без уточнения, что договорились они об этом 20 лет назад и имитировали прогресс все это время, стала еще одним триггером протестов. … У силовиков была явная инструкция не мешать акции. И вот это уже интересно. Причины могло быть две — месседж Москве и нежелание выглядеть в заголовках всех СМИ так, как будто ты подавляешь и разгоняешь тех, кто за независимость».

Слово «независимость» тут ключевое. Сам Лукашенко, выступая 4 декабря перед новым составом парламента, заявил: «Я не пацан, который отработал 3-5 лет президентом. Мы никогда не собирались и не собираемся входить в состав любого государства, даже братской России». И добавил, что Минск не просит у РФ кредиты, причем сам белорусский президент запретил главе Минфина брать последний транш в $200 млн кредита. При этом кабмины Белоруссии и России провалили договоренности по газу, но не по вине Минска. А сам Путин, по мнению Лукашенко, «испытывает давление со стороны антибелорусского окружения». Наконец, Лукашенко пообещал жесткую реакцию, если Россия будет закрывать свой рынок для белорусских товаров.

Вопрос будущего

О результатах встречи «Росбалту» рассказал источник в ранге замминистра в белорусском правительстве, вернувшийся из Сочи «министерским» рейсом. «На переговорах в субботу был жесткий клинч: две взаимоисключающие позиции. Россияне думали наконец „закрыть вопрос“ с интеграцией, белорусы — подписать договоренности по нефти и газу. Было очень много резких высказываний, вплоть до взаимных оскорблений. В Москве, в самом деле, очень многие думают, что мы нахлебники, которые без российских дотаций существовать не смогут. В общем, приходилось прерываться, просто чтобы остыть, — рассказал источник. — В итоге ни одна из сторон не получила желаемого. Белорусы наткнулись на настоящую стену во всех своих попытках договориться хоть о цене на газ на следующий год, хоть о компенсации за грязную нефть весной. Позиция Кремля была однозначна: сперва реальные договоренности по интеграции двух стран, потом — любое обсуждение денежных вопросов. В свою очередь, Лукашенко очень болезненно отреагировал на прозвучавшие накануне слова Медведева о неизбежности потери суверенитета. И с самого начала поставил вопрос так, что никаких политических договоренностей не будет, только экономика. В итоге не получилось вообще никаких договоренностей».

Михаил Петровский