Posted 19 декабря 2019,, 07:00

Published 19 декабря 2019,, 07:00

Modified 30 марта, 15:16

Updated 30 марта, 15:16

Зеленский: Я пришел дать вам волю

19 декабря 2019, 07:00
В проекте о децентрализации власти ничего нет об особом статусе Донбасса, но у всех регионов Украины будут полномочия, которые субъектам РФ и не снились.

Поговаривали, что на встрече «нормандской четверки» Путин заставил Зеленского взять на себя обязательство принять закон об особом статусе Донбасса, разрушающий Украину как унитарное государство. Но, как оказалось, говорить о безоговорочной победе Кремля рано.

В Верховной раде с пометкой «неотложный» появился проект закона об изменениях Конституции — но не по «особости Донбасса», а децентрализации власти. То есть «для всех». Украина не разваливается на удельные княжества, но при этом регионы получат такие права, которые субъектам формально федеративной России и не снились. Правда, если что-то пойдет, по мнению президента, не так, он имеет рычаги, чтобы свернуть эту «казачью вольницу».

Отсутствие каких-либо упоминаний в проекте о Донбассе стало неожиданностью для всех — и для Москвы тоже. Есть в документе об «автономном Крыме», об устройстве новой модели власти, но о Донецкой и Луганской областях и их привилегиях — ни слова. В Кремле явно опешили, но с протестом решили погодить: дескать, нужно перечитать внимательно и понять, насколько новое предложение Зеленского соответствует Минским соглашениям. «Тайный умысел» между строк ищут и на Украине. От президентского проекта одни ждали «зраду», другие — приближения мира в Донбассе, однако теперь озадачены все.

Основные изменения касаются административно-территориального устройства во всей стране. Предлагается ввести такие территориальные единицы, как громада (в нее могут объединиться жители одного или даже нескольких небольших населенных пунктов), округ, область и отдельно — «Автономная Республика Крым» и Киев как столица. Полностью перекроят функции и подчиненность исполнительной власти на местах. Областные и районные госадминистрации упразднят, облисполкомы переподчинят префектам, которые будут назначаться президентом по представлению парламента. Снимать с должности, в случае чего, тоже будет глава государства.

Префекты получат самые широкие полномочия — куда там губернаторам! Они смогут приостанавливать решения органов местного самоуправления; координировать работу территориальных органов исполнительной власти; издавать акты, обязательные на соответствующей территории, и т. д. Если же местный совет примет какое-то решение, которое, по мнению префекта, будет угрожать территориальной целостности или национальной безопасности Украины, то этот орган лишится своих полномочий по указу президента. В общем, на Украине появятся этакие «смотрящие». «Это же какие возможности обогатиться!» — отреагировали в соцсетях.

Нужно напомнить, что процесс децентрализации на Украине начался еще в 2014 году и, в общем, он понравился украинцам. Ведь основной его целью, кроме обретения дополнительных полномочий местными громадами, было более прозрачное распределение и расходование средств. Что очень важно — без указки центра. Оборона, внешняя политика, национальная безопасность — это, понятно, за Киевом, но согласовывать с ним постройку какого-нибудь коровника, как это было раньше, уже не нужно.

Децентрализация, пожалуй, едва ли не самая удачная из украинских реформ, но она так и осталась половинчатой и незавершенной — полный пакет всех изменений застрял в Раде. Положительный эффект почувствовали жители отдельных регионов, но прогнозируемого расцвета для всех не случилось. Все, как оказалось, зависит от личных деловых качеств и талантов конкретных руководителей. Например, в Хмельницком и Виннице мэры сумели направить дополнительные средства на строительство жилья, а в Днепре и Николаеве вместо больниц и школ предпочли сооружать фонтаны и разбивать парки.

Зато олигархи (они же порой и чиновники) начали уделять регионам более пристальное внимание, потому что денег там появилось куда больше прежнего. Коррупция из столицы спустилась на места. Впрочем, многие даже этот факт считают позитивным: если разворовали в регионе, можно провести общественное расследование, устроить шумиху в соцсетях и СМИ, а если украли в Киеве — пиши пропало.

У проекта Зеленского сразу же появились не только сторонники, но и противники. Большинство претензий — по поводу полномочий самого президента. Лидер «Оппозиционной платформы — За жизнь» Виктор Медведчук заявил, что предлагаемые изменения в Конституцию, не имеют ничего общего с децентрализацией. Наоборот, они направлены на укрепление вертикали власти. По сути — это откат обратно к централизации. К тому же, по его мнению, в документе отсутствует четкая позиция по Донбассу. «В этом законопроекте, который называется „в рамках децентрализации“, абсолютно нет ничего, что сказано в Минских соглашениях, — заявил политик. — А значит, и в этом контексте власть не собирается идти по пути мирного урегулирования».

Однако тут Медведчук, возможно, неправ. Есть мнение, что Зеленский таким образом «замаскировал» свои будущие действия по Донбассу. Естественно, открыто на предложения Путина — фактически «отпустить» юго-восток — он не согласится, но компромисс по статусу ОРДЛО возможен. Парламент, по новому закону, сможет предоставить региону особый статус, не внося это положение в Конституцию.

Нардеп от «Европейской солидарности» Виктория Сюмар уже раскритиковала это предоставляемое парламенту право, несущее, по ее мнению, значительную угрозу унитарности Украины. «И хоть федерализации нет, есть вот это: право Верховной рады определять устройство и правовой статус отдельных административно-территориальных единиц, а это возможность наделять их признаками автономий», — подчеркнула Сюмар в своем выступлении в парламенте.

А как отреагировал сам Донбасс? Реакция прогнозируема: в Донецке и Луганске заявили, что документ не хорош уже потому, что не был согласован с представителями республик, хотя в коммюнике по итогам встречи «нормандской четверки» президент Украины якобы обязался это сделать. «Нас категорически не устроит и тот факт, что Зеленский может предложить нам усовершенствованную „формулу Порошенко“, по которой украинские власти могут попытаться законодательно закрепить особый статус в переходных положениях, которые носят временный характер», — заявил глава самопровозглашенной ЛНР Леонид Пасечник.

В общем, сегодня однозначно можно сказать только то, что инициатива Зеленского понравилась не всем. А чтобы принять новый закон, экс-шоумену нужно набрать 300 голосов в Раде и протащить его через Конституционный суд. Что первое, что второе — серьезная проблема. Судьи за два месяца зарубили уже целых семь проектов Зеленского и, судя по всему, не горят желанием менять свое отношение к его инициативам.

А с Радой — вообще беда. Пока украинский президент ездил в Баку разговаривать с Алиевым, Тимошенко со товарищи, защищая грудью украинскую землю, парализовали работу парламента внутри, а снаружи это сделали националисты и фермеры, устраивая драки с полицией. Так что вряд ли закон о децентрализации примут до Нового года, как того желала команда «Зе». А уж как будут разбираться с «особостью Донбасса» — вообще непонятно. Хотя в Кремле осторожно назвали продление на год действия закона об особом статусе правильным шагом.

Валентин Корж, Днепр, Украина