Posted 20 декабря 2019,, 11:53

Published 20 декабря 2019,, 11:53

Modified 1 февраля, 00:33

Updated 1 февраля, 00:33

В газовой войне с Украиной «труба победу проиграла». А выиграл-то кто?

20 декабря 2019, 11:53
Кажется, Москва и Киев договорились по транзиту. Зеленский сможет добавить 2% к ВВП. Но это еще не все о деньгах для него.

Вестей из Берлина вчера ждали многие: ну как там, удалось, не удалось договориться Украине и России в противостоянии по газовому транзиту? Первые известия о результатах встречи, затянувшейся на целый день, — появились около полуночи. Детали не разглашают, но оценку дают явно обнадеживающую.

«Соглашение по транзиту газа достигнуто представителями Украины, России и Европейской комиссии по всем ключевым элементам переговоров, но пока не подписано. В пятницу его политические аспекты будут обсуждаться в Москве и Киеве, где будут финализированы», — процитировали СМИ вице-президента Еврокомиссии Мароша Шефчовича.

Политика политикой, но для Украины это еще и что? Сохранение около 3 млрд долларов в год. То есть более 2% ВВП. Кроме этого, естественно, возникает целый комплекс проблем с обеспечением газом внутреннего потребителя — своего не хватит, а реэкспорт из ЕС, как оказалось, без транзита невозможен.

Одно время казалось, что Киев готов дорого заплатить за «газовую независимость» — даже бюджет-2020 составили без учета доходов от транзита. И в международных судах бились за каждую копейку, причем успешно — ведь даже Путин частично признал поражение «Газпрома» в этих разборках. Однако, видимо, на деле, если отбросить политику, необходимость друг в друге гораздо выше, чем о ней заявляли обе стороны. Во всяком случае, на текущий момент. В бесконечно сильную позицию РФ по этому вопросу верится с трудом, иначе не договорились бы.

«Шансы урегулировать газовый вопрос с Россией с каждым днем приближаются к нулю», — говорил журналистам несколько дней назад глава «Нафтогаза» Андрей Коболев. Многие ему верили и мрачно готовились к худшему. А случилось совершенно неожиданное: руководителя украинского газового концерна впервые не взяли с собой на переговоры подобного ранга.

Делегацию от Киева возглавил министр энергетики Украины Алексей Оржель. «В ближайшее время, я уверен, мы достигнем положительных результатов для всех сторон», — оптимистично заявил Оржель журналистам. Случайно ли Коболева убрали из делегации? По мнению эксперта по энергетическим вопросам Валентина Землянского, — абсолютно неслучайно. «Коболев не уловил политических изменений, не верил в них и тормозил процесс, — комментирует Землянский телеканалу „112 Украина“. — Это его ошибка, мы наблюдаем явный переход российско-украинских отношений в новый формат. Дружбой, конечно, назвать нельзя, но сотрудничеством в отдельных вопросах — вполне». Скоро проверим.

Пока вопрос упирается (впрочем, уже, кажется, не особенно) в объемы и сроки транзита. Но как говорил «начальник Чукотки» в одноименном фильме: «Думаю — решат». Для Украины сегодня главное — кругленькая сумма в бюджет, а для Зеленского — прирост рейтинга, который с момента «нормандской встречи» и так подрос более чем на 10%.

Но это был не единственный «вопрос о деньгах» на этой неделе для Киева. Настоящую «битву за землю», которую Зеленский пытается монетизировать, организовали Юлия Тимошенко и Виктор Медведчук с некоторыми другими оппозиционерами. Именно в тот день, когда президент улетел в Баку, парламент блокировали и снаружи, и внутри. С улицы действовали титушки и националисты, разбавленные фермерами. В сессионном же зале сама Тимошенко закрывала трибуну грудью, парализовав работу депутатов. Клич «Не допустим зрады, поднимайся, Украина» полетел по всей стране.

Основные претензии к проекту земельного рынка — концентрация слишком больших площадей в одних руках (до 200 тысяч га на руки). Очень переживают, что даже при ограничении продажи иностранцам, землю все равно скупят — через подставных. Не пропустить совсем закон Зеленского у оппозиции шансы невелики, но растянуть его принятие на безумно долгий срок — вполне по силам. Что, собственно, и произошло — депутаты заявили около 4,5 тысяч технических поправок к закону. И хотя их удалось сократить почти в два раза, обсуждать оставшиеся можно невероятно долго — по прикидкам экспертов, не менее двух-трех месяцев

Естественно, есть подоплека. В данном случае — требования МВФ. Без рынка земли помощи не дадут. Ни кредитных траншей (на $5,5 млрд), ни макропомощи ($500 млн), о которых предварительно уже договорились. А валютных выплат, по данным Нацбанка, Украине совокупно предстоит в 2020—2022 годах $24 млрд с учетом процентов. Где их будет брать новая команда, если не у Фонда — непонятно. Так что сопротивление несогласных Зеленскому придется преодолевать любой ценой.

Правда, кроме рынка земли у МВФ есть еще пожелания, и о них тоже вспоминали на этой неделе в связи с рассмотрением дела о национализации «ПриватБанка». Апелляционный суд должен был рассмотреть вопрос: возвращать акции Коломойскому или нет. Если это произойдет, то национализированный банк, в который государство влило 155 млрд гривен (около $6 млрд!), придется отдать. Против этого яростно протестует МВФ: дескать, шиш вам тогда, а не транши! Тема имела резонанс и широко обсуждалась в СМИ. Нацбанк попытался успокоить население: мол, не волнуйтесь, граждане, олигархи ничего не получат, ежели суд обяжет вернуть акции прежним владельцам — мы признаем банк неплатежеспособным и национализируем заново.

Объяснения, возможно, успокоили бы украинцев, но тут разразился еще один скандал: пошел слух об отсутствии денег в казне и надвигающемся дефолте. Причем не когда-нибудь, а еще до Нового года. Поводом стал документ премьер-министра Гончарука, предписывающий Госказначейству приостановить выплату денег бюджетникам, регистрацию юридических и финансовых обязательств. По факту, это поручение практически сворачивает все бюджетные программы на неизвестный срок. Формулировка тревожная: «В связи с дефицитом бюджета».

«Не верьте этим неправдивым сообщениям, которые разгоняют политики, чтобы поймать на этом хайп и заработать политические дивиденды, — заявил премьер Гончарук на своей странице в Facebook. — Ситуация абсолютно под контролем, у государства есть деньги, чтобы платить пенсии и зарплаты, субсидии, социальные выплаты и другие защищенные статьи. Проблем по этим платежам нет».

Однако журналисты обратили внимание на следующую статистику: по состоянию на 18 декабря бюджет выполнен по доходам на 89,8%. Прореха в бюджете с начала года превысила 100 млрд гривен. Около 38 млрд недодала таможня. Главной причиной хронического недобора средств экономисты называют — резкое укрепление курса гривны, приведшее к снижению поступлений от пошлин, привязанных к доллару или евро, а также импортного НДС (при том, что импорт растет). Сейчас уже понятно, что по итогам года бюджет окажется недовыполненным на 9-10%. И ответственность за сбор налогов возлагают уже не на прежнее правительство.

В общем, куда ни плюнь — везде деньги нужны. Это, пожалуй, главная проблема сейчас на Украине. Хотя, конечно, и других законов в турборежиме наплодили: не то, что население, сами депутаты не успевают их изучить. И про игорный бизнес (тоже деньги), и про якобы снятие депутатской неприкосновенности, и про уголовную ответственность про «кнопкодавство», и про новый избирательный закон. Последний, кстати, очень понравился одновременно США и ЕС — оттуда моментально прислали поздравления с подвижками в сторону демократизации. Хотя, лучше бы денег дали.

Валентин Корж, Днепр, Украина