Posted 14 января 2020,, 09:20

Published 14 января 2020,, 09:20

Modified 1 февраля, 00:41

Updated 1 февраля, 00:41

На Украине сезон охоты на «иранских ведьм» не открылся

14 января 2020, 09:20
Обсуждение ужасной трагедии с «Боингом» прошло в стране сдержанно и достойно, лишь самые упертые начали искать «российский след» и обвинять Зеленского.

Почти неделя минула с того дня, как в Иране сбили самолет «Международных авиалиний Украины», погибли 167 пассажиров и 9 членов экипажа. И хотя украинцев среди погибших было 11, однако именно эта страна, можно сказать, воспринимается как самая пострадавшая. Дело, конечно, не в потере еще и дорогостоящего лайнера (эти убытки, безусловно, возместят), а, видимо, в наслоении всего предыдущего, включая гибель «Боинга» над Донецкой областью в 2014 году. Тогда ведь вообще все погибшие были гражданами других стран, но все равно — Украина оказалась в центре внимания и сочувствия и пять с половиной лет назад, и сейчас. Понятно, что в самой стране трагедия надолго стала темой номер один.

О том, что оператор иранской системы ПВО ошибочно принял самолет МАУ за крылатую ракету, стало известно спустя несколько дней, тем не менее, в поломку и ошибку пилотов верить на Украине не захотели сразу: борт новый, экипаж — один из самых опытных, авиаперевозчик — с хорошей историей, за 28 лет первый подобный инцидент.

Версия о том, что украинскому самолету «помогли» упасть появилась почти сразу, но официальные издания, опасаясь вляпаться в политический скандал, озвучивали ее с крайней осторожностью. Куда эмоциональнее ситуацию обсуждали в соцсетях, причем по большей части на тему того, как нужно на все это реагировать.

Пользователи требовали от президента Зеленского беспощадно наказать всех виновных и чуть ли не объявить войну агрессивному Ирану, молчащим США, бездействующей Европе, а заодно и России — ведь без участия Кремля не может на этой планете произойти ни одного печального инцидента. Лозунгами и речевками сыпал каждый второй пост: «Общая мобилизация», «Мы заставим их ответить», «Украина должна восстановить ядерный потенциал» и прочее в этом духе.

О роли Москвы говорили немало еще и из-за, как ни странно, нахождения Зеленского в момент катастрофы на берегу Индийского океана. Согласно предположению директора экономических программ Ukrainian Institute for the Future Анатолия Амелина, украинский президент оказался в Омане ради переговоров с помощником Путина Владиславом Сурковым. По мнению эксперта, могли обсуждать «особый статус» Донбасса, проведение местных выборов и интеграцию «республик» на условиях Москвы. А фото Зеленского в султанате якобы могли слить российские спецслужбы для усиления давления, чтобы был более уступчивым. «Сбитый самолет мог быть способом запугивания (как рэкетиры в 90-е простреливали ногу жертве). Не могу утверждать, что Зеленский согласился на это. Но то, что Москва жестко навязывает свой порядок, это очевидно», — написал Амелин в Facebook.

В поддержку этого предположения выступило множество обитателей виртульного пространства, напирая на факт отсутствия на сбитом борту граждан России и США. Версия многим понравилась, но все же не стала главной — даже упоротым националистам и порохоботам, мечтающим уличить Россию в коварстве, сложно объяснить механизм практического воздействия РФ на иранскую ПВО.

Можно сказать, что, не имея практической возможности повлиять на ситуацию, украинский социум несколько дней занимался словоблудием, а когда лидер Ирана наконец коряво признал причастность к трагедии, переложив моральную ответственность на США, украинцы задумались: «И что делать теперь?» Что, собственно, должен предпринять Зеленский для защиты интересов Украины в данном случае?

Все внимание переключилось на молодого руководителя государства и его шаги. Оппозиция попыталась использовать момент в свою пользу, метнув в президента немало «информационных ножей»: дескать, труслив и нерешителен паренек-то оказался! Крыть надо всех кругом, а он чего-то выжидает. Порохоботы даже запустили в соцсетях опросник: «Должна ли высшая украинская власть подать в отставку в связи с гибелью самолета в Тегеране?» Впрочем, практически все «наезды» ограничились виртуальным пространством. Рождественские каникулы, парламентарии, как и члены правительства, разлетелись по теплым морям. Отписались с пляжей и достаточно. Это президенту положено реагировать, вот он пусть и снимает быстренько плавки и надевает костюм.

Однако представляется, что, несмотря на неопытность, Зеленский на этот раз проявил мудрость, не поспешив разбрасываться угрозами, и оказался на высоте. Его реакция стала адекватной ситуации: все органы власти скоординированы, создана компетентная комиссия, которая быстро вылетела в Тегеран. Высказывания президента были лаконичны, основаны на проверенной и доказанной информации. В итоге власти Ирана признали ракетную атаку, и теперь Украина может требовать наказания виновных и компенсацию. А если бы Зеленский заранее брызгал эмоциями — тогда что?

Интересен еще один момент в развернувшемся обсуждении. Здравые умы в украинских соцсетях тоже встречаются во множестве, и вместо массовых истерик они предлагают украинцам переосмыслить свое место на политической карте мира, как бы им это ни было неприятно. «По непонятным причинам мы рисуем себя огромными в центре, а по краям располагаем США, Китай, Россию, Британию и Германию, — пишет в Facebook украинский писатель и журналист Рауль Чилачава. — Остальные страны помечены как дикие племена, которые едва связывают пару слов на украинском языке. От любого нашего президента мы требуем общаться с союзниками и врагами исключительно с позиции силы».

В реалиях же, по мнению Чилачавы, нужно понимать, что Украина из самостоятельного субъекта превратилась в объект чужих политических игр, и осознание этого факта может помочь вернуться к прежним позициям.

Ну, а когда каникулы закончились, «любителям» пришлось подвинуться в сторону, и в бой вступила тяжелая артиллерия из стана оппозиции, которая пожелала ударить, конечно же, и по Москве. Не преминул привязать к катастрофе Россию экс-секретарь Совбеза Украины Александр Турчинов. В своем посте он настаивал на том, что РФ «системно поддерживает терроризм» и в нарушение международных санкций поставляла в Иран смертоносное оружие, готовила военных специалистов и, не исключено, оказывала непосредственную помощь при подготовке ракетной атаки 8 января. По его мнению, ответственность должен нести не только Тегеран, но и Москва.

«Украинская власть обязана сегодня требовать проведения Совбеза ООН по соответствующей директиве и не бояться озвучить и вопрос возможной роли Российской Федерации в поставках ракет Ирану, в том числе таких, которые не оборудованы системами распознавания гражданских самолетов», — заявила накануне сопредседатель фракции «Европейская солидарность» в Верховной раде Ирина Геращенко.

Возможность вынесения вопроса на Совет безопасности Организации Объединенных Наций не исключил и нынешний секретарь почти одноименного органа на Украине (СНБО) Алексей Данилов. «Это рассматривается. Но для начала мы должны выяснить — атака на наш самолет была преднамеренной или случайной? От этой оценки зависит направление наших действий», — отметил он в интервью украинским СМИ.

То есть получается, что если сбитие лайнера будет признано «просто ошибкой» (а так, скорее всего, и будет), то нет смысла говорить о том, ракетой какой «национальности» он был уничтожен (что, в общем, логично), и уж тем более об «американских империалистах, создавших очаг напряженности на Ближнем Востоке».

Впрочем, Данилов все же обвинил Россию, пусть и косвенно — «за несовершенство систем ПВО», а также заранее возложил на нее ответственность за ожидаемую «беззубость» Совбеза ООН. Дескать, тот «не может нам помочь с урегулированием российской агрессии, поэтому слишком много надежд не надо возлагать» даже на него. Что ж, возможно, «охота» все же началась.

Валентин Корж, Днепр, Украина