Posted 17 января 2020,, 17:20

Published 17 января 2020,, 17:20

Modified 1 февраля, 00:43

Updated 1 февраля, 00:43

На Украине уже не «молятся» на Томос

17 января 2020, 17:20
Лишь каждый десятый житель страны считает автокефалию ПЦУ главным событием 2019 года, две трети даже не знают, что это такое, но у РПЦ нет повода радоваться.

На Украине отметили первую годовщину получения Томоса об автокефалии Православной церкви. За прошедшее время этот «подарок Константинополя», еще более разделивший Киев и Москву, углубивший раскол украинского и мирового православия, стремительно менял свой статус: от главной сенсации до практически полного забвения.

Согласно одному из опросов, всего 9% украинцев назвали дарованную автокефалию главным событием 2019 года. Это почти соответствует проценту голосовавших за партию Порошенко — одного из вдохновителей и «паровозов» идеи освобождения украинской церкви от влияния РПЦ. Весь последний год своего президентства Петр Алексеевич посвятил получению Томоса, не случайно внеся слово «Вера» в лозунг своей предвыборной кампании — в одном ряду с армией и языком, пытаясь сделать его и всеукраинским.

Надо сказать, что получив «свободу», прихожане из «филиала московского патриархата» в начале прошлого года активно побежали. К марту новая Православная церковь Украины уже насчитывала в своем составе 505 приходских храмов и 2 кафедральных собора. В большей степени это коснулась западных областей страны, где «антироссийские» настроения всегда были сильными. «Чемпионом» стала Волынь: там, спустя два месяца после получения Томоса, о выходе из УПЦ МП объявили 116 приходов, тогда как в Запорожской области всего один, на Полтавщине — пять, три на Днепропетровщине, четыре в Николаевской области. Автокефалия докатилась и до Антарктиды, где к ПЦУ перешла часовня на станции «Академик Вернадский».

Далеко не всегда процесс перехода происходил мирно — примерно в половине случаев возникали стычки между прихожанами разных парафий, доходило и до кровопролития. Согласно заявлениям представителей УПЦ МП, 122 храма захвачены рейдерским способом, а 220 перерегистрировали с нарушениями закона. Обещанного «раскольниками» объединения автокефалия не принесла — украинские православные остались разделенными на две враждующие общины. Хуже того: появилась третья, немногочисленная, правда, группа во главе с «почетным патриархом» Филаретом. «Раскольник Денисенко» своим привычкам не изменил, отозвав подпись под заявлением о ликвидации Киевского патриархата, заявляя, что его подло обманули, отправив «на пенсию».

В принципе, то, что вопрос украинской автокефалии, скорее, из сферы большой политики, а не религии, большинство верующих поняли сразу, а потому в своих действиях зачастую руководствуются именно политическими соображениями. Так, некоторые прихожане Украинской православной церкви Московского патриархата (вообще-то это уточнение неофициальное, в ее названии принадлежность к РПЦ никак не отмечена), хоть и не хотят переходить в ПЦУ, но считают, что в условиях «российской агрессии» быть «подчиненными» как-то неправильно. Учитывая ситуацию, в УПЦ свою, пусть и евхаристическую связь с церковью-матерью стараются не афишировать. Мол, вы богу молиться пришли — вот и молитесь, а не политикой занимайтесь, выясняя, кто тут за кого.

Однако и в Томосе многие верующие не видят особых преимуществ. По сути, одну зависимость поменяли на другую, пусть и «лучшую». А потому, стоило новому президенту занять нейтральную позицию в отношении к вопросам религии, об автокефалии основательно подзабыли. Как сообщил Киевский международный институт социологии, уже в минувшем октябре 70% украинцев даже не смогли ответить на вопрос, что такое Томос.

Правда, с приходом «равноудаленного» от всех религиозных течений Зеленского процесс разделения церквей вспять не пошел — лишь две общины ПЦУ за более чем полгода вернулись обратно в УПЦ МП. В общем, на данный момент расклад таков: крупнейшей по числу приходов остается УПЦ МП — более 13000, на втором месте ПЦУ — около 8000, у возрожденной Филаретом УПЦ КП — крохи, к нему вернулись не более 20 приходов. При этом в «новой» церкви утверждают, что приверженцев у нее на настоящее время больше, чем у «старой». «Московским» еще повезло с тем, что Верховный суд отменил решение Рады об обязанности УПЦ переименоваться в «РПЦ в Украине», что в нынешней политической ситуации, наверняка, привело бы к еще большему оттоку от нее прихожан.

В общем, в итоге получается, что хоть и раскол был создан искусственно, но спрос на него имелся, потому как (и это вновь подтвердилось) Украина и украинцы разные. Что они потеряли, а что приобрели на всем этом — можно спорить.

Вот кто точно потерял, так это Русская православная церковь, не додумавшаяся загодя озаботиться вариантами предоставления автокефалии украинским братьям. Мало того, что с Константинополем рассорились «навсегда» (хотя можно делать вид, что невелика потеря), так «раскольников» признали еще Александрийский патриархат и Элладская церковь, с которыми теперь тоже «табачок врозь». Так недолго если и не в одиночестве остаться, то совсем в небольшой компании.

Валентин Корж, Днепр, Украина