Posted 20 января 2020,, 17:51
Published 20 января 2020,, 17:51
Modified 1 февраля, 00:44
Updated 1 февраля, 00:44
После почти двух лет торговой войны президент США Дональд Трамп все-таки принудил руководство КНР заключить торговое соглашение с Америкой на условиях Вашингтона. Договор подписали Трамп и вице-премьер Госсовета КНР Лю Хэ.
Первая фаза этой сделки подразумевает наращивание Китаем в ближайшие два года закупок американского импорта до $200 млрд. В эту сумму входят прежде всего сельскохозяйственные товары, а также ряд других. «В благодарность» американский президент пообещал не вводить новые пошлины на товары из КНР, поставляемые в США, в дополнение к уже повышенным в рамках торговой войны с Поднебесной таможенные сборы на китайские товары общей стоимостью $250 млрд.
Председателю КНР Си Цзиньпину в этих условиях не осталось ничего, как сделать хорошую мину при плохой игре, заявив, что эта сделка стала знаком того, что стороны могут разрешить имеющиеся у них разногласия путем диалога. Договор с Соединенными Штатами при этом он назвал выгодным как для Пекина, так и для Вашингтона, и вообще для всего мира.
О том, так ли это на самом деле и как эта глобальная сделка двух экономических лидеров современного мира может отразиться на России, для которой Китай остается одними из важных торговых партнеров, обозреватель «Росбалта» поговорил с руководителем Школы востоковедения ВШЭ Алексеем Масловым.
— Как на ваш взгляд скажется торговая сделка между США и Китаем на России?
— Начнем с того, что Россия пострадает от этой сделки значительно слабее, чем другие страны.
— Почему?
— Потому что российско-китайские торговые отношения развиты не так сильно, как аналогичные отношения Китая с рядом других стран, особенно в части, не касающихся продажи энергоносителей.
Что касается поставок энергоносителей в Китай, то здесь мы защищены долгосрочными контрактами, которые заключены на десятилетия вперед. В этом плане вопрос стоит лишь в продлении этих контрактов.
— Но Россия ведь продает КНР не только нефть и газ, но и другие товары…
— Что касается других товаров, например, продукции пищевой промышленности, то тут мы можем пострадать, поскольку это в основном краткосрочные контракты. Скажем, серьезный удар придется по российским поставщикам сои в Поднебесную. Вв 2018 году Россия поставила этой продукции в Китай где-то на $245 млн. Но если сейчас США выходят с требованием к Пекину закупать у них сои на $1,8 млрд, то конечно, многие поставщики этой культуры на китайский рынок, скажем, Аргентина, Россия и другие пострадают очень серьезно.
Могут также пострадать наши поставки на китайский рынок мясной продукции, потому что Соединенные Штаты продают в Китай мяса на несколько миллиардов долларов.
— То есть по ряду товаров российская торговля с Китаем сократится?
— Я бы сказал, что мы останемся в своих секторах, но расширятся на китайском рынке станет значительно сложней. Скорее всего, за нами останется северо-восток КНР, то есть те китайские провинции, которые прилегают к российской границе. Китайский рынок для всех, в том числе, и для России, станет более конкурентным, потому что США, конечно, изменили правила игры.
Учитывая, что Китай за последние полтора года заключил ряд контрактов на поставки продуктов питания и с Россией, и с Индией, Вьетнамом, Аргентиной, Бразилией, Малайзией, то (нам) придется «подвинуться» за счет этих стран.
В целом же, очевидно, что Соединенные Штаты увеличат свое присутствие на китайском рынке. Если в 2017 году (наиболее благополучном во взаимной торговле до начала торговой войны) на США в КНР приходилось около 14% всех экспортно-импортных операций, то теперь их доля во внешней торговле Китая будет уже около 20-25%. Российское же присутствие в общем торговом обороте КНР оценивается в 2-2,4%, и вряд ли заметно увеличится.
— А в абсолютных цифрах, как это выглядит?
— Если в 2018 году оборот взаимной торговли РФ и КНР составил $107 млрд и рост по отношению к 2017 году составил 24%, то по предварительным данным за 2019 год мы наторговали с китайцами на $110 млрд. То есть рост по отношению к предыдущему периоду составил всего 3,5%. Иными словами, увеличение взаимной торговли есть, но его замедление тоже заметно.
Вероятно, в обозримом будущем России придется перестраивать тактику продвижения на китайский рынок. А именно, продвигать свои бренды, вкладываться в долгосрочное продвижение своих товаров, понимая, что в первые несколько лет отдачи не будет. То есть короткие операции сейчас там уже не пройдут.
— Но, насколько я понимаю, долговременные контракты тоже будет непросто заключать?
— Долговременные тоже сложны, но они скорее всего упираются в государственную поддержку. Потому что США за счет заключенного сейчас торгового договора с Китаем, оказывают поддержку своим производителям для проникновения на китайский рынок. В России она тоже есть. Например, у нас имеется Российский экспортный центр (РЭЦ), но нужно менять тактическую картинку продвижения российских товаров на рынок КНР. На мой взгляд, просто нужно новое поколение специалистов и заметная, в том числе и финансовая, поддержка со стороны государства.
Александр Желенин