Posted 21 января 2020,, 07:05

Published 21 января 2020,, 07:05

Modified 1 февраля, 00:44

Updated 1 февраля, 00:44

Новая парадигма Лукашенко: Китай и США

21 января 2020, 07:05
Россия рискует утратить центральное место в белорусской политике. Но и Минск может вдруг обнаружить, что он уже не «ближайший союзник» Москвы.

Отношения Белоруссии с США в 2019-м оттаивали. В сентябре Вашингтон и Минск объявили, что обменяются послами после 10-летнего перерыва. Понятно, что американцы готовы поддержать бывшую советскую республику не из любви к Лукашенко, а чтобы защитить свои интересы в Европе. Прежде всего в Польше и Украине, для первой из которых Белоруссия — естественный буфер между ней и РФ. Известно, что визит Помпео в Минск станет проработкой американо-белорусского саммита с участием президентов. Понятно, что встреча Трампа и Лукашенко станет уже не «камушком» в российский «огород», а увесистым «булыжником».

Также эксперты Foreign Policy указывают, что Белоруссия позиционирует себя как «бутылочное горлышко», ключевой узел на границе с ЕС для знаковой инфраструктурной инициативы китайского лидера Си Цзиньпина «Новый Шелковый путь». КНР становится все более активным покровителем Белоруссии, открыв ей кредитную линию в $15 млрд и предоставив оперативный кредит в размере $500 млн в прошлом месяце после того, как аналогичный заем Москвой не был выдан из-за разногласий по интеграции.

В отличие от Вашингтона, Пекин не требует от Белоруссии демократизации, а также передачи контроля над некоторыми госструктурами, как того желает Кремль. За последние годы китайскими деньгами в республике были профинансированы новые дороги, фабрики, роскошный отель в Минске, железнодорожное сообщение с Европой и огромный промышленный парк «Великий камень», который стал китайской оффшорной зоной.

Потери и уступки

Официальному Минску приходится пересматривать свою внешнеполитическую парадигму не только из-за давления со стороны России, но и из-за ряда собственных внешнеполитических неудач. Проще говоря, у Лукашенко — «облом» в отношениях с Европой. По сути, все «потепление» после 2014 г. свелось к снятию европейских санкций в 2016-м — как поощрению за проведенные без репрессий президентские выборы. Но далее европейцы требуют отмены смертной казни и возвращения гражданских свобод, а официальный Минск твердит, что не нужно соваться в наши внутренние дела, давайте лучше экономику развивать.

Неожиданная отставка правительства РФ и смена политического курса означает, что Белоруссии придется выстраивать отношения с ближайшим союзником по-новому. «Для Беларуси новости из России значат, что Кремль уходит с головой во внутреннюю повестку. Целью же интеграционных танцев был не аншлюс, а в первую очередь — снижение издержек на все менее интересном активе (РБ). Теперь эта задача на белорусском направлении просто становится единственной. Игроков, которые будут топить за форсированное объединение любой ценой в России станет меньше, потому что ясно, что царю это для транзита власти в 2024-м не надо, — пишет в своем Телеграмм-канале белорусский политолог Артем Шрайбман. — Это будет жесткий бухгалтерский разговор. Москва превращается в коллективного Бабича. В отличие от ВВП Беларуси, ее независимость в этом варианте — под меньшей угрозой, чем если бы Кремль целенаправленно работал именно на ее подрыв. Теперь вариант с „окей, живем по-рыночному“ будет приемлемым для России».