Posted 22 января 2020,, 20:50

Published 22 января 2020,, 20:50

Modified 1 февраля, 00:45

Updated 1 февраля, 00:45

Почему Зеленскому не дадут слова в Иерусалиме?

22 января 2020, 20:50
Украина — одна из стран, наиболее сильно пострадавших от Холокоста. Однако ее президент, еврей по национальности, не выступит на форуме, посвященном трагедии.

Президенту Украины Владимиру Зеленскому не предложили выступить на мероприятии, проводимом в Израиле в память о жертвах Холокоста, при том, что «каждый четвертый еврей, погибший в результате Холокоста, был уроженцем Украины», а поэтому «было бы справедливо», если бы ему предоставили слово. Об этом украинский лидер сказал в интервью изданию The Times of Israel

Почему же эта «несправедливость» была допущена? Напомним, что ранее МИД Израиля высказался по поводу «прославления ответственных за убийства евреев» на Украине. Украинские коллеги ответили, что власти страны осуждают любые формы антисемитизма и считают сохранение памяти о Холокосте «важным направлением политики», однако в Иерусалиме, видимо, считают, что «осуждают и помнят» недостаточно.

Сам Зеленский в интервью напомнил, что он — вообще-то еврей по национальности и заверил, что в современной Украине ксенофобов очень немного: «Мы прекрасно знаем, что самый низкий уровень антисемитизма в Украине. Конечно, у нас есть процент радикальных людей, но он очень маленький».

Вероятно, он опирался на опрос Pew Research Center, а оппоненты тут же ткнули в нос исследованиями американской организации «Антидиффамационная лига», согласно которым, по антиеврейским настроениям Украина вторая после Польши, и они (настроения) с 32% в 2016 году, якобы выросли до 46% в 2019-м. Так все-таки, как на Украине с этим делом? Ущемляют ли евреев?

Честно скажем, несмотря на все исследования, «в жизни» это как-то незаметно. Да, анекдоты остались, порой памятники на еврейских кладбищах оскверняют (так то же самое вандалы и в отношении памятников участникам АТО устраивают), но отношение к евреям у «простых граждан» — люди как люди, такие же украинцы. Да что там «простые украинцы»: ни один, даже самый радикальный публичный политик не рискнет вякнуть что-либо про «еврейское засилье» и тому подобное.

Но то в жизни повседневной, «внутренней», а на международном уровне Украина постоянно попадает в скандалы и скандальчики из-за «не тех героев» и нежелания некоторой части общества расставаться со своими идеалами, как минимум, спорными и для большинства украинцев. Понятно, что сегодня никто на Украине не оправдывает истребление евреев во время Второй мировой войны, как и участие в нем «отдельных» украинцев, но бойцов запрещенной в России Украинской повстанческой армии (УПА) к ним не относят и из-под этих обвинений стараются вывести.

Как ни странно, формально сторонники этой теории где-то даже правы, поскольку бандеровская УПА была создана и действовала с осени 1942 года, когда Холокост уже косой прошелся по Украине, а потому кровавой «работы» для радикальных украинских юдофобов осталось куда как меньше. По мнению, например, польского историка Гжегожа Мотыки, число евреев, убитых непосредственно бандеровцами, не превышает одной-двух тысяч, ну, а то, что в их уничтожении с 22 июня 1941-го участвовали те же самые хлопцы (члены запрещенной в РФ ОУН, полицейские отряды, сформированные из националистов — то есть будущие бандеровцы), только носившие «другую форму», — об этом стараются «забыть». Напротив, появляются публикации о врачах-евреях и даже евреях-бойцах, якобы воеваших в составе УПА.

Причины для этого у новой власти, конечно, есть: признать в один момент действия кумиров западной части страны, да и не только ее, преступлениями — значит, расколоть Украину надвое, что может иметь катастрофические последствия. «По всей видимости, Зеленский, который явно не в восторге от „бандеровской“ идеологии, решил действовать постепенно, делая маленькие шаги, — комментирует „Росбалту“ ситуацию харьковский социолог Олег Пухарцев. — И многозначительное новогоднее выступление президента, и изменение общей риторики в сторону снижения национального градуса, и строительство мемориала в Бабьем Яру — тому прямое свидетельство».

По мнению эксперта, Зеленский решил примирять полярные взгляды на историю плавно, без ломания об колено — с помощью новых учебников, новых подходов в пропаганде. Тут президенту уже приходится напрягать фантазию. Вместо однозначно «жестоких коммунистов и бандеровцев» обществу предлагается найти «общих» героев.

С этим пока сложно. Вроде бы, очевидные «кандидаты» — всемирно известные ученые, такие как Владимир Вернадский или Евгений Патон. Но если каждого как следует копнуть, то неизвестно, что получится. Патон, например, «зачем-то» во время войны, когда ему было уже 74 года, в ВКП (б) вступил, куда его никто силком не тянул, а в своем заявлении такое написал, что заслуживает немедленной «декоммунизации». Иногда в начавшемся процессе «поиска героев» вообще непонятно — плакать или смеяться, как в случае с Украинским институтом национальной памяти, в фотогалерее которого соседствуют трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб и бойцы УПА.

Но никуда не денешься — склеивать нацию нужно, о чем в День соборности (день, когда в 1919 году объединились ненадолго Западно-Украинская и Украинская народные республики) вновь напомнил Владимир Зеленский. «В современном мире ощущение нации единым целым возникает не только благодаря совместным традициям, культуре и религии. Есть еще ценности… Ценности добродетели и порядочности. Воспитанности и толерантности. Ценности свободы и демократии», — заявил украинский президент.

А все же жаль, что Зеленскому не дадут слово в Иерусалиме. Ведь он уже демонстрировал этот свой талант — сказать так, чтобы никого «не обидеть» и почти всем понравиться.

Валентин Корж, Днепр, Украина